Как распознать задержку речевого развития у ребенка?


image

13.08.2024 1699

Многие родители, заметив, что малыш начал говорить позже остальных или говорит меньше слов, нередко предпочитают просто подождать, пока все наладится само собой.

Однако делать так не нужно ни в коем случае, уверены специалисты Института коррекционной педагогики. Мамам и папам очень важно вовремя распознать признаки задержки речевого развития и обратиться к специалистам.

Задержка речевого развития — это замедление темпа речевого развития в возрасте до 3 лет, в результате которого уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. Для нормального типа развития речи ребенка в 2–3 месяца характерно гуление, в 5–7 месяцев — лепет (слоги и цепочки слогов), с 9 месяцев до 1,5 лет — первые слова, а в 1,5–2 года — первые фразы из двух и более слов. К 3 годам ребенок уже говорит относительно сложными фразами, может поддержать разговор. Конечно, малыш может произносить не все звуки, ошибаться в произнесении слов, но в целом его речь понятна окружающим.

В случае если речь ребенка отстает от нормативных показателей и больше напоминает речь ребенка более младшего возраста, можно говорить о задержке речевого развития. Чем значительнее отставание, тем более опасными могут быть последствия.

Причины задержки речевого развития бывают следующие:

  • физиологические — заболевания нервной системы, органов чувств (снижение слуха и зрения), длительные соматические заболевания;
  • социальные — когда ребенок мало общается, а родители не побуждают его к развитию речи;
  • психолого-педагогические — например, низкий уровень саморегуляции, который не позволяет ребенку отследить свою речь и контролировать ее; двуязычие — если ребенок одновременно осваивает два языка и др.

Каждый случай уникален и требует отдельного алгоритма коррекции и профилактики вторичных нарушений. Если родители заметили, что речь ребенка отстает от нормальных показателей, нужно срочно обратиться к неврологу, логопеду, лору и сурдологу и при необходимости по их рекомендациям пройти дополнительное обследование.

Также родители вместе с ребенком всегда могут пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, где им дадут рекомендации по образовательной программе и специальным условиям, которые необходимы ребенку.

Специалисты Института коррекционной педагогики призывают мам и пап не терять время и не ждать, что речь ребенка нормализуется самостоятельно. Чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем быстрее и эффективнее будет результат.

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации