Главное — очистить рынок органических продуктов от фальсификаторов


image

07.07.2020 726

Закон о производстве органических продуктов в России был нужен давно. Из-за отсутствия госконтроля сектор производства органики развивался стихийно. Не было даже определено, какие продукты могут считаться органическими. Это позволило недобросовестным производителям безосновательно и без каких-либо последствий обозначать свою продукцию как «био» или «органик». В Евросоюзе, например, штраф за неправомерное использование слов «эко», «био» или «органик» равен годовому обороту компании.

Совет Федерации ставил вопрос о том, что такой закон нужен, еще в 2003-м и 2005 годах. Но тогда все остановилось на этапе обсуждения. Первую редакцию закона «О производстве экологически чистой (органической) сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» Минсельхоз РФ подготовил в 2012 году. Но тот вариант документа не поддержали ни власти, ни производители органической продукции.

С тех пор законопроект прошел путь от полного отрицания понятия «органика» — тогда никто не понимал, что это такое, — до ситуации, когда все знают разницу между «экологически чистым продуктом» и «органическим продуктом». Со временем изменилось сознание, появились бизнес-сообщество и объединения производителей органической продукции. Это позволило по-новому взглянуть на закон и нормы, которые необходимо в нем прописать.

Последний вариант закона был одобрен Советом Федерации в июле 2018 года, в августе его подписал президент, с 1 января 2020 года закон вступил в силу. Стандарт, который взяли за основу нашего закона, был принят ЕС в 2007 году. Правда, в 2021 году его заменят уже на новый европейский органик стандарт — поэтому придется вносить корректировки и в российский вариант.

Закон об органике, я уверен, создаст условия для устойчивого развития органического сельского хозяйства, регулирования производства органической продукции и обеспечения внутреннего рынка полезными, экологически чистыми продуктами. В новом законе четко прописаны запреты — на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов.

Российский закон ссылается на подзаконные акты. С одной стороны, это хорошо — его не придется переписывать каждый раз. С другой, чтобы закон работал — должны появиться стандарты. Пока их не так много. Во время разработки закона утверждены три национальных стандарта, регламентирующие порядок добровольной сертификации органического производства, правила производства, переработки, маркировки и реализации органической продукции и основные термины. В 2020 году планируют принять еще два стандарта: об органической продукции из дикорастущего сырья и о биопрепаратах для защиты растений.

Закон должен установить правила игры для производителей органики и отсечь тех, кто только хочет казаться таковыми. Когда заработает система наказаний за фальсификацию, можно будет очистить полки от продуктов с ложными органик-знаками. Кроме того, есть надежда, что государство переведет органик-сектор в приоритетный и начнет поддерживать производителей.

Но есть и проблемы. Основная — нехватка на российском рынке специалистов в области органики, у нас этому нигде не учат. Обязательное условие получения органического сертификата — аккредитация в национальном органе (Росаккредитации). На 2020 год в России существует всего три сертификатора: «Органик эксперт», Роскачество и Воронежский филиал Россельхозцентра. Этого мало. График инспекторов расписан на много месяцев вперед. К ним пытаются прорваться и европейские производители — первыми получить органик-знак по российскому стандарту.

Ферма М2 успела пройти проверку в марте — поэтому мы уже получили российский сертификат на всю продукцию растениеводства, и сейчас ждем сертификаты на молоко и мясо. Но в целом сертификация новых производителей пока будет идти медленно. С начала февраля на сайте Минсельхоза РФ в тестовом режиме работает реестр производителей органики. Пока там немного производителей. Обещают, что к концу года в реестре будет около 70-80 компаний.

Но самое важное и главное для нас сейчас — это убрать фальсификат с рынка. Это позволит повысить доверие потребителей к органическим продуктам, приведет на рынок новых производителей и создаст здоровую конкурентную среду в секторе.

Источник: ( http://plus-one.vedomosti.ru/blog/sverhestestvennyy-otbor )

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации