Какие риски вызывает дробление бизнеса?


image

28.08.2019 13570

Нередко в СМИ встречаются статьи о том, что налоговая инспекция доначисляет налоги, классифицируя те или иные действия предпринимателя как дробление бизнеса. Бизнесмены используя схемы для минимизации налогов, не думают о последствиях таких действий. Председатель Общественного совета УФНС по Московской области Винокуров Вадим Иванович рассказал, что такое дробление бизнеса и чем оно может быть опасно.

Что такое дробление бизнеса?

- В практике делового оборота под дроблением бизнеса подразумевается его перестройка, в результате которой компания экономит на долгах. Дробление бизнеса - это когда компания действует не как единое юридическое лицо, а как некая группа юридических лиц, связанных друг с другом. Они так глубоко переплетены, что могут восприниматься налоговыми органами как единая компания. Если все участники группы находятся на основном налоговом режиме, то, в принципе, проблем не возникает, так как в данном случае не просматривается схема по минимизации налогов. Проблемы начинаются тогда, когда часть компании действует на упрощенных налоговых режимах. Фактически, они имеют определенные налоговые льготы для малого бизнеса, хотя на самом деле являются не малым бизнесом, а частью большого. Такое бывает в том случае, когда компания, например, сама у себя арендует помещение, либо переводит сотрудников в статус ИП или даже в самозанятых. Такие манипуляции находятся под пристальным вниманием налоговых органов. Практически любое дробление бизнеса направлено на создание схемы по минимизации налогов, поэтому подобные действия тщательно проверяются.

Какие риски несет дробление бизнеса?

-Разделение предприятия на несколько более мелких субъектов само по себе не противозаконно. Если налоговая служба выявляет, что целью дробления бизнеса было облегчение налоговой нагрузки, то к собственникам данной компании применяется наказание. Недавно был такой прецедент, после чего ФНС опубликовала на своем сайте разъяснение, касательно данной ситуации.

В ходе выездной проверки инспекция установила, что ИП сдавал в аренду подконтрольному ООО недвижимое имущество, в том числе склад для хранения товарно-материальных ценностей. ООО заключило со сторонней компанией (АО) договор ответственного хранения, по которому она перечисляла плату за оказываемые услуги. При этом ООО не оплачивало ИП аренду склада, не располагалось по юридическому адресу, а также не имело материально-технической базы для ведения предпринимательской и финансово-хозяйственной деятельности ввиду отсутствия имущества и персонала. По результатам анализа его расчетного счета инспекция выявила, что все поступавшие от АО денежные средства ООО перечисляло организациям с признаками проблемных контрагентов. Фактически услуги по хранению оказывал сам ИП, подконтрольная компания же являлась участником «схемы обналичивания» получаемых средств за услуги хранения. Поэтому инспекция доначислила налог по УСН, НДФЛ, НДС, пени и штраф.

Несмотря на желание минимизировать налоги, надо понимать, что эти риски не утрачивают свою силу довольно долго. Как минимум, три года - срок исковой давности. А если минимизазия рассматривается через призму уголовного дела, то и дольше. Поэтому, даже если вы в этом году что-то оптимизировали, то эта ситуация может к вам вернуться в течении ближайших лет. Стоит быть очень аккуратными с подобными схемами, ведь упрощенный налоговый режим предназначен все же только для малого бизнеса.

Софья Быканова по поручению Московского областного отделения Российского союза налогоплательщиков (МОО РСН, https://www.facebook.com/rsnmo ), Союз журналистов Подмосковья и ИКГ «Бизнес – Диалог Медиа»

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации