15.09.2023 13567
Долгое время синонимами “частной медицины” в нашей стране были качество, высокий уровень сервиса, клиентоориентированность. Так сказать, по умолчанию. Однако со временем на рынке появилось множество частных лечебных заведений самого разного уровня, многим из которых государственные клиники еще дадут фору. Вот и статистика прошлого года показывает, что россияне стали чаще жаловаться в надзорные органы по поводу платных медицинских услуг. Число таких обращений за год выросло на 18,9%.
По итогам 2022 года в России насчитывалось 96 980 медицинских организаций на 251 549 объектах. Из них 42% — частные клиники. Больше половины платных медуслуг, оказываемых россиянам в медучреждениях, приходится на амбулаторный сегмент (58,9% всех потраченных денег). На втором месте — специализированная медпомощь в стационаре (18,2%). Расходы россиян на медицинское обслуживание за десятилетие выросли более чем в 4 раза: с 1,8 тыс. руб. в среднем на одного жителя в 2010 до 8 тыс. руб. — в 2022-м.
Опрос, проведенный летом этого года по заказу Фонда «Общественное мнение», показал, что 46% россиян больше доверяют государственным медицинским учреждениям. По их словам, там лучше специалисты, качественнее медицинские услуги, тогда как в частных клиниках обманывают людей, стремятся к наживе. В государственных ЛПУ госконтроль, есть с кого спросить. А вот 26% опрошенных больше доверяют частным медицинским учреждениям, полагая, что там оказывают более качественную медицинскую помощь; внимательнее и вежливее обращаются с пациентами и ответственнее и добросовестнее относятся к работе.
Интересно, что 14% опрошенных обращаются в частные медцентры вынужденно – только тогда, когда не могут получить необходимую услугу в государственном медучреждении.
То, что коммерциализация медицины не делает ее более качественной, констатируют многие эксперты. "Перевод медуслуг на платную основу создает только экономические предпосылки для повышения их качества. Очевидно, что этого недостаточно", - комментирует директор по исследованиям Аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов.
"Согласно нашим исследованиям, общественная оценка качества медобслуживания растет, но она, скорее, охватывает внешние изменения: переоснащение учреждений оборудованием, обновление интерьеров, решение проблем с очередями. В то же время качество самих услуг заметно не меняется. Это относится и к платным, и к бесплатным видам", - пояснил аналитик.
А как оценивается это самое качество? По каким критериям? Качество медицинской помощи является весьма сложной для понимания категорией, что объясняется, с одной стороны, широким лексическим значением слова «качество», с другой -- трудностью установления четких, формально определенных критериев отграничения качественной медицинской помощи от некачественной, подчеркивают эксперты.
В решении коллегии Минздрава России «Об итогах работы органов и учреждений здравоохранения в 2002 году и мерах по повышению качества медицинской помощи населению» отмечено, что оценка качества строится на сопоставлении реальной ситуации с «эталоном», при этом формализованным представлением оптимальной ситуации являются стандарты, которые рассматриваются как базовые (эталонные) показатели качества в системе здравоохранения. При этом в научно-медицинской литературе в определении “качество медицинской помощи» отсутствует такая характеристика, как правильность выполнения методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации”.
“Клинические рекомендации, оборудование, профессиональные качества врачей при лечении одинаковых болезней одинаковы независимо от формы собственности, – объясняет директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. – Если это не так, то по жалобе пациента вмешивается Росздравнадзор или прокуратура и заведение может лишиться лицензии. Но качество медицинского обслуживания пациенты в основном воспринимают через сигналы коммуникации: как с ними разговаривают, как устроена логистика, какой интерьер, вплоть до того, вымыты ли полы”.
По ее словам, в частных клиниках есть понимание этого, и с персоналом проводятся спецтренинги, ведь это часть маркетинга, от этого зависит благополучие заведения. Различие между государственной и частной медициной является искусственным, убеждена Попович. Тем более что многие врачи одновременно работают в государственных и частных клиниках. Сложно представить, что один и тот же доктор будет лечить пациентов в бюджетной организации хуже, чем в “частной”.
В прошлом году россияне стали чаще жаловаться в Росздравнадзор по вопросам, связанным с предоставлением платных медицинских услуг. Количество таких обращений выросло на 18,9% по сравнению с предыдущим годом. Больше всего жалоб поступило в связи с получением стоматологической помощи (21,5%), в области акушерства и гинекологии (4,4%), косметологии (4,4%).
А вот еще несколько штрихов к портрету. Татарстанское УФАС подтвердило недостоверность диплома главврача частной клиники Spina. Выяснилось, что он никогда не обучался в Казанском госмедуниверситете, хотя его дипломы по профилям «Лечебное дело» и «Мануальная терапия» размещались на сайте и на страницах клиники в соцсетях. Медучреждение уже получало за это предостережение регионального Росздравнадзора, но данные о квалификации врача как мануального терапевта, кинезиолога и реабилитолога продолжали публиковаться.
В связи с этим УФАС выдало клинике предупреждение: в течение десяти дней прекратить нарушать действующее законодательство при публикации в открытых источниках сведений, не соответствующих действительности. Информация о липовых дипломах также направлена в прокуратуру Республики Татарстан.
Столичный Роспотребнадзор приостановил деятельность ООО «Многопрофильный медицинский центр «Медео» на 30 суток. В ходе плановой проверки в клинике были выявлены грубые нарушения санитарно-эпидемиологических требований: не соблюдался режим дезинфекции и стерилизации инструмента, в ряде кабинетов инженерные коммуникации были проложены без закрытых коробов, их санитарно-техническое состояние оценено как неудовлетворительное. Кроме того, в «Медео» не выполняли периодичность проведения медицинских осмотров сотрудников, у большинства из них отсутствуют сведения о необходимой вакцинации против инфекций, у ряда работников - об обследовании на вирусные гепатиты В и С.
Арбитражный суд Москвы приостановил деятельность ООО «Спасение Медикал» на 90 суток за грубое нарушение лицензионных требований.
В ходе внеплановой выездной проверки клиники психотерапии выяснилось, что она оказывала услуги, не предусмотренные выданной ей лицензией, по эндокринологии, ультразвуковой диагностике, медицинскому массажу, скорой специализированной медицинской помощи по психиатрии. У организации отсутствует автомобиль скорой медицинской помощи класса «С», вместо него используется автомобиль класса «В», что не соответствует утвержденному Минздравом Порядку оказания скорой медицинской помощи.
Для осуществления меддеятельности в амбулаторных условиях проверяющим продемонстрировали единственный кабинет: «Кабинет первичного приема», в котором из медицинских изделий имеются только кушетка медицинская и бактерицидный облучатель. Фактически же в нем оказывают услуги по терапии, неврологии, психиатрии и наркологии, так что стандарт оснащения кабинетов тоже не выполнялся.
Вдобавок в клинике систематически осуществляют медицинскую деятельность медработники с ненадлежащим профессиональным образованием, не соответствующим квалификационным требованиям, сказано в судебном решении. Так, у фельдшеров отсутствует профпереподготовка по скорой и неотложной помощи, у врача психиатра-нарколога — подготовка в ординатуре по специальности «Психиатрия-наркология».
Со средством для наркоза, содержащим газ ксенон, работает врач, у которого нет профессиональной подготовки по анестезиологии и реаниматологии. Да и услуги по этому профилю лицензией клиники не предусмотрены. К тому же применение ксенонотерапии медцентр рекламирует в качестве современной методики реабилитации пациентов с различными видами зависимости, депрессии, «сбоями нервной системы», бессонницей и пр. Хотя в Стандарт специализированной медицинской помощи при синдроме зависимости, вызванном употреблением психоактивных веществ, такое лечение не входит.
Арбитражный суд Севастополя на два месяца приостановил деятельность ООО «Медицинский центр Долголетие», которое получило лицензию всего год назад. В ходе внеплановой выездной проверки специалисты тероргана Росздравнадзора обнаружили множество нарушений лицензионных требований: от неправильного ведения документации и отсутствия медоборудования, предусмотренного порядком оказания медицинской помощи, до лекарств с истекшим сроком годности и внесения неполных данных в Федеральный регистр медицинских работников и Федеральный реестр медорганизаций. Но больше всего проверяющих потряс круглосуточный стационар. По оценкам специалистов Росздравнадзора, фактически в круглосуточном стационаре в «Долголетии» можно было разместить максимум 10 коек. По факту же в двух помещениях умудрились развернуть 55 коек, которые при этом не были оснащены системой разводки медицинских газов, сжатого воздуха и вакуума и системой палатной сигнализации. При осмотре фасада здания медцентра проверяющие убедились, что кислородная рампа, газификатор и другие источники для подачи кислорода и газов отсутствуют.
Весной Росздравнадзор вынес предписание об устранении нарушений, однако суду не было представлено доказательств, что собственники клиники приступили к его исполнению. При вынесении решения суд учел и позицию директора организации, который сказал, что ему еще нужно время, чтобы обдумать: устранять нарушения, либо прекратить деятельность.
По прогнозам экспертов, в текущем и будущем году мы увидим не одно слияние или поглощение крупными клиниками более мелких, особенно этот тренд будет заметен в регионах. При этом удерживать качество услуг на текущем уровне без увеличения цены не стоит. На сколько вырастет ценник, аналитики сказать не берутся.
Так лучше ли частные медицинские центры государственных, или они равны, коль скоро государство предъявляет одинаковые требования и к тем, и к другим? А если равны, тогда почему у них такие разные ценники? Видимо, не найдя ответа на этот вопрос, Минфин предложил уравнять стоимость платных медуслуг в частных и госучреждениях. Об этом 21 июля рассказал заместитель министра финансов Алексей Лавров. По мнению ведомства, тогда конкуренция между этими секторами будет здоровой.
Как пояснил Лавров, Минфин стремится внедрить в различных отраслях социальной сферы принцип «деньги следуют за потребителем». «Выбирать, где получать услугу, должен сам потребитель, а не кто-то за него. Потребитель — лучший контролер качества услуг», — считает он.
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"