08.02.2024 11837
Россельхознадзор направил в Минсельхоз России проект правил дистанционной торговли лекарственными препаратами для ветеринарного применения. Они должны помочь в борьбе с контрафактными, фальсифицированными и недоброкачественными лекарствами для животных. Впрочем, аналогичные правила онлайн-торговли медикаментами для людей повсеместно нарушаются, о чем мы неоднократно писали.
О том, что дистанционная торговля ветпрепаратами нуждается в четкой регламентации, разговоры ведутся давно. Бурное развитие электронной коммерции привело к тому, что сегодня в интернете запросто можно нарваться на недоброкачественный товар, контрафакт или даже подделку. Это касается практических всех категорий, и ветеринарные лекарства и корма для животных не стали исключением.
В ассоциации ветеринарных фармацевтических компаний «АВФАРМ» говорят, что производители регулярно получают запросы со стороны обыкновенных потребителей и регулятора о проверке оригинальности ветпрепаратов в иностранной или непривычной упаковке. Объем таких запросов свидетельствует о росте присутствия на рынке контрафактных препаратов, поставляемых частными лицами без должного контроля со стороны уполномоченных органов власти.
Вот, что рассказывают ветеринары об этом.
«Был случай, когда у нас наша постоянная покупательница приобрела корм на «Ozon». После чего у животного была очень сильная диарея, его долго лечили», — вспоминает Екатерина Шарыгина, ветеринарный врач.
Впервые за 15 лет среди надежных лекарственных препаратов от клещей наблюдается появление фальсификата, комментирует ветеринарный врач высшей квалификационной категории Михаил Шеляков. По его словам, «Симпарика» и «Бравекто» считались самыми надежными препаратами, и никогда к ним не было никаких претензий. Но весной врачи заметили, что лекарства перестали “работать” и защищать питомцев. Стали выяснять обстоятельства приема: хозяева все сделали правильно. Позже оказалось, что все эти препараты покупались на маркетплейсах, после чего и возникли сомнения в их подлинности.
И это еще не самые страшные последствия употребления недоброкачественных и фальсифицированных ветеринарных лекарств. Представьте, если такие средства приобретет, например, фермер для своего поголовья скота.
«Большой поток ветеринарных препаратов идет через страны Евразийского союза и никак не контролируется, — констатировал зампред комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский. — Это препараты как для промышленного использования, то есть для сельскохозяйственных животных, так и для домашних. Могут быть и диверсии, потому что потери большого поголовья сельскохозяйственных животных — это удар по экономическому состоянию страны и по продовольственной безопасности».
По словам Лисовского, когда Россельхознадзор принимает решение о запрете того или иного лекарства или вакцины для животных, из ветлечебниц и ветаптек их изымают, но они тут же всплывают на маркетплейсах.
“Контроль за деятельностью маркетплейсов у нас недостаточный — на все претензии там только разводят руками: дескать, мы не знали, продавцы сами по себе, за товар поставщиков ответственность не несем, только предоставляем электронную полку”, — признал депутат.
Он провел простой поиск и в течение получаса выявил в интернете немало предложений ветеринарных средств с маркировкой на иностранных языках. Например, средства от блох и клещей, для контроля артериального давления у кошек, для лечения синдрома Кушинга у собак. Хотя по закону все, что продается на территории России, должно быть промаркировано на русском языке, уточняет Лисовский. Иначе это прямое нарушение законодательства, которое “говорит о том, что препараты не прошли ни сертификацию, ни проверку в РФ”.
Россельхознадзор предупреждает, что разрешение на параллельный импорт лекарственных средств не распространяется на продукцию для ветеринарного применения. За ввоз контрафактных импортных ветпрепаратов может грозить уголовная ответственность. Правда, о таких прецедентах пока никто не слышал.
В прошлом году служба выявила почти 5 тыс. страниц сайтов по продаже лекарств для ветеринарного применения без наличия лицензии на фармацевтическую деятельность, а также содержащих информацию о продаже незарегистрированных препаратов. В целом совместно с территориальными управлениями была проведена экспертиза 7 тыс. веб-ресурсов по продаже препаратов, из них 4 970 страниц содержали запрещенную информацию. Россельхознадзор направил эти сведения в Роскомнадзор, после чего интернет-страницы блокировались. Но создать новую страницу, как вы понимаете, элементарно, так что данную меру сложно назвать эффективной.
В ходе общественного совета, состоявшегося в январе, Россельхознадзор сообщил об увеличении числа жалоб населения при покупке ветпрепаратов через маркетплейсы, отмечает зампредседателя комитета «Опора России» по здравоохранению, исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Мария Литвинова.
«Мы проанализировали причины этой ситуации и обнаружили: в рамках общего постановления о дистанционной торговле Минздрав разработал порядок выдачи разрешений на эту деятельность, а Минсельхоз — нет», — сказала эксперт.
Инициативная группа экспертов Национальной ассоциации зооиндустрии и СРО «СоюзФарма» разработала правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для ветеринарного применения дистанционным способом, осуществление такой торговли и доставки препаратов. Он направлен руководителю Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергею Данкверту от имени президента «Опоры России» Александра Калинина. Отличается ли он от тех правил, которые затем Россельхознадзор направил в Минсельхоз, или речь идет об одном и том же документе, не известно.
Как бы то ни было, правила выдачи разрешения на дистанционную торговлю ветпрепаратами, подготовленные «Опорой России», включают все этапы работы с покупателями: от выбора места хранения препаратов до порядка расчетов и действий курьерской службы.
«Тема дистанционной торговли ветпрепаратами действительно актуальна, — согласна генеральный директор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова. — Но для разработки правил, которые были бы выполнимы и обеспечивали безопасность лекарственных препаратов при их транспортировке, хранении, выдаче, необходимо привлечь широкое экспертное сообщество. Их нужно очень тщательно и взвешенно проработать».
Эксперт убеждена: все звенья товаропроводящей цепи просто должны иметь соответствующую лицензию, и раз маркетплейсы хотят торговать ветпрепаратами, то для них не должно быть исключений.
«Каждый склад маркетплейса должен иметь такую лицензию, а каждый пункт выдачи — выполнять правила хранения и иметь свою лицензию, — продолжила Колчанова. — Но они никогда не смогут полностью соответствовать всем лицензионным требованиям, поэтому самый простой выход — разрешить маркетплейсам работать только в качестве электронной витрины/каталога».
То есть продавец публикует свое объявление на портале маркетплейса, а далее склад, имеющий лицензию на фармдеятельность, доставляет заказ в ветеринарную аптеку, откуда покупатель и забирает свой заказ. Или аптека может сама или по договору с компанией (если у нее нет лицензии на транспортировку ветпрепаратов) осуществлять доставку по адресу покупателя; у нее должны быть специальные сумки для термолабильных лекарств — по аналогии с тем, как сегодня это установлено нормативно-правовыми актами для препаратов для медицинского применения, пояснила Колчанова.
Главная задача и государства, и потребителей — общими усилиями вернуть на рынок максимальное количество добросовестных отечественных и зарубежных производителей, убежден Лисовский. Когда из ритейла уйдут контрафакт и фальсификат, честным предпринимателям будет проще работать и, соответственно, увеличивать объем собственных продаж. Надо дать им возможность вести конкурентную борьбу, поддерживаемую законодательно, повышать качество производимых товаров, тем самым сохраняя здоровье и благополучие граждан и помогая улучшать экономическую ситуацию в нашей стране.
Навести порядок на рынке ветлекарств предлагается при помощи внедрения маркировки. Как я уже писал, в декабре прошлого года стартовал эксперимент по добровольному нанесению кодов на препараты для животных, а уже с 1 октября этого года Минпромторг предлагает сделать ее обязательной. Впрочем, запуск новой системы будет реализовываться поэтапно, и полная прослеживаемость товара по всей товаропроводящей цепи в случае принятия Постановления Правительства станет реальностью по сути на ранее 2026 года.
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"