Родители погибшего младенца возмущены приговором врачам роддома и будут его обжаловать


image

17.07.2024 9425

Гагаринский районный суд Москвы 15 июля вынес приговор по громкому уголовному делу, возбужденному в отношении четырех врачей роддома №4 больницы имени В.В. Виноградова. Им инкриминировали подделку документов и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, которое обернулось смертью новорожденного. Гособвинение требовало отправить докторов в тюрьму на четыре года, но суд вынес иной вердикт.

На скамье подсудимых Гагаринского районного суда столицы оказались заведующая отделением патологии беременных роддома №4 Марина Кирия, акушеры-гинекологи Георги Каладзе и Анастасия Каюмова, неонатолог Ирина Герасимова. По версии следствия, врачи проигнорировали сведения из медицинской карты роженицы о том, что предыдущие роды у нее были стремительными, а также результаты ультразвукового исследования: нарушение кровотока в пуповине. Кроме того, медики не обеспечили обследование пациентки в полном объеме, в частности, постоянный КТГ-мониторинг. 

В ходе судебного слушания прозвучали свидетельские показания, согласно которым принимавший роды врач Георги Каладзе покинул роженицу на два часа, чтобы выпить чая, и что именно он «проигнорировал просьбы среднего медперсонала проверить данные аппарата КТГ». Но доктор утверждал, что свидетельствовавшая против него акушерка говорит неправду. 

Первоначально ему и Ирине Герасимовой вменяли подделку документов (ст. 327 УК РФ), чтобы скрыть свое преступное деяние. Следствие указывало, что Герасимова внесла в историю новорожденного не соответствующие действительности данные о первичной реанимации, а Каладзе — недостоверные сведения об осмотре им пациентки (были представлены записи с видеокамер в родильном отделении, на которых видно, что к женщине никто не подходил). Кроме того, доктор приложил руку и к ленте самописца КТГ, вырезав один фрагмент и вклеив другие — из лент мониторинга других рожениц. Это должно было создать иллюзию выполнения постоянного КТГ-мониторинга. Поскольку срок давности за подделку документов вышел, уголовное дело в этой части было прекращено. В итоге гособвинитель запросил фигурантам наказание только по ч. 2 ст. 238 УК: по четыре года лишения свободы каждому. 

Свою вину частично признала лишь неонатолог Герасимова. По ее словам, она действительно провела первичную реанимацию младенца не так, как должна была, но уточнила, что отнюдь не из-за халатности, а поскольку вызванный реаниматолог задерживался, и ей просто “не хватило рук”. Остальные фигуранты вину не признали и стояли на своем: дескать, добросовестно выполняли свои обязанности и действовали в полном соответствии с нормативной документацией.

В финале Марина Кирия, Георги Каладзе и Анастасия Каюмова просили их оправдать, а Ирина Герасимова — вынести ей «справедливый приговор». Суд огласил вердикт 15 июля. Он переквалифицировал преступление на ст. 109 УК РФ — причинение смерти по неосторожности, назначил медикам ограничение свободы на срок от 1 до 2 лет и тут же освободил их от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности. Врачей обязали солидарно выплатить матери погибшего ребенка Анастасии Шептовицкой 521 тыс. руб., которые она потратила на адвоката.

Герасимову оправдали: в ее действиях суд не нашел состава преступления. Ей предоставили право на реабилитацию – она может потребовать возмещения морального вреда в связи с незаконным уголовным преследованием.

“Решение несправедливо, на мой взгляд. Получается, врачи ушли от ответственности, — сказала потерпевшая. — Они вернутся вновь в свои кресла занимаемые и продолжат вновь осуществлять медицинские услуги”.

Отец погибшего младенца Андрей Шептовицкий добавил, что «суд все взял и перечеркнул». По его словам, в роддоме не провели служебную проверку, а врачей даже не лишили премий. Супруги планируют обжаловать приговор. Апелляционную жалобу готовит и защита.

Акушерство и гинекология — лидер по частоте уголовных дел против врачей, следует из статистики Центра судмедэкспертизы Минздрава РФ. За последние десять лет количество уголовных дел, связанных с этой областью медицины, увеличивается, несмотря на кратное, согласно данным Росстата, уменьшение показателей младенческой и материнской смертности. Чаще всего педиатров, акушеров и неонатологов обвиняют в причинении смерти по неосторожности (ст.109 УК РФ). С 2012 по 2021 год на рассмотрение в центр было направлено 3618 материалов уголовных дел. В 718 из них фигурировали врачи акушеры-гинекологи (15,3%). На втором месте врачи-инфекционисты (371 дело), на третьем — хирурги (364).

В 2023 году больше половины всех проверок Росздравнадзора пришлось на клиники по профилю «Акушерство и гинекология», что логично с учетом того, что государство озабочено проблемой повышения рождаемости. Примечательно, что по результатам проверок Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения больше 120 раз обращалась в прокуратуру, около 40 раз — в Следственный комитет. 

По мнению генерального директора юридической компании «Медикапруф» Артема Зуева, такое большое количество проверок и обращений в правоохранительные органы обусловлено высокой «социальной напряженностью» вокруг темы неблагоприятного исхода беременности и родов. Ситуация усугубилась после широко освещаемого в прессе уголовного дела против врачей калининградского роддома. 

“Людям без медицинского образования растрезвонили про убийц-гинекологов, теперь напряжение и настороженность в отношении клиник этого профиля еще выше. Пожинаем плоды”, — прокомментировал Зуев.

Напомню, что калининградский врач-реаниматолог Элина Сушкевич была осуждена за убийство младенца. Обвинение было предъявлено еще летом 2019 года. Одновременно в организации этого преступления обвинили и.о. главврача Калининградского роддома № 4 Елене Белой. По версии следствия, в ноябре 2018 года Белая дала указание умертвить недоношенного ребенка и записать как мертворожденного, чтобы не портить показатели статистики младенческой смертности. Гособвинение настаивало на том, что Сушкевич ввела новорожденному магния сульфат, после чего он скончался.

Сначала суд присяжных в Калининграде вынес вердикт о невиновности Елены Белой и Элины Сушкевич. Тогда повторный процесс был перенесен в столицу. В сентябре 2022 года Московский областной суд вынес Сушкевич и Белой вердикт после того, как врачей признали виновными присяжные. Медики получили 9 лет и 9,5 года колонии общего режима соответственно. Их также дисквалифицировали на три года. Они многократно пытались обжаловать приговор, но безуспешно. В апреле 2023 года Первый апелляционный суд общей юрисдикции признал приговор законным. При рассмотрении апелляции четверо присяжных заседателей, которые участвовали в процессе в Московском областном суде, заявили о давлении судьи. В декабре Верховный суд отклонил кассационную жалобу защиты. Все это время оба врача говорят о своей невиновности. В защиту обвиняемых неоднократно выступал президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.

С учетом времени пребывания в СИЗО и под домашним арестом во время следствия и судебного процесса Сушкевич будет находиться в колонии еще три года, Белая 3,5 года.

Вадим Винокуров

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации