30.09.2024 9678
«Лига защитников пациентов» обратилась в Генпрокуратуру с предложением создать здравоохранную прокуратуру. Эта структура должна будет защищать права пациентов при получении медицинской помощи (есть же транспортная и природоохранная прокуратуры). Мнения юристов по поводу актуальности такой инициативы разделились.
«Лига защитников пациентов» предложила создать отдельную здравоохранную прокуратуру для защиты прав пациентов и инвалидов. Об этом глава организации Александр Саверский попросил в письме генпрокурора Игоря Краснова.
В законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» защита прав и свобод в этой сфере относится к полномочиям федеральных и региональных органов госвласти, говорится в обращении. Однако, отмечает автор письма, у федеральных органов власти в правоустанавливающих нормативных документах нет полномочий по защите прав пациентов, нет их и у региональных органов здравоохранения. Например, ничего подобно вы не найдете в полномочиях Департамента здравоохранения Москвы.
«Закон в этой части не выполнен, и граждане находятся без защиты», — полагает Саверский. По его опыту, часто жалобы по поводу медпомощи или лекарственного обеспечения, которые направляются в другие органы (например, прокуратуру) просто пересылаются в Росздравнадзор. При этом структура подчиняется Минздраву, «что лишает его проверки и действия независимости и объективности, да и у него нет полномочий для защиты граждан и привлечения к ответственности виновных», говорится в письме.
К тому же по закону запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются. Но в сфере здравоохранения это происходит довольно часто — в итоге обращения граждан спускаются, например, в регионы, которые выступают собственниками учреждений здравоохранения, что «предопределяет заинтересованность при рассмотрении жалоб и заявлений».
Саверский полагает, что только прокуратура может объективно осуществлять защиту прав граждан. Мнения юристов относительно этой идеи разделились.
Оно носит популистский характер и не связано с необходимостью улучшения охраны прав в сфере здравоохранения, полагает председатель Ассоциации по защите прав в сфере здравоохранения Асад Юсуфов. По его мнению, авторам предложения необходимо напомнить о зонально-предметном принципе, закрепленном в системе прокуратуры в РФ. Действительно, к специализированной прокуратуре относятся военные, транспортные, природоохранные, по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
С их помощью решаются задачи в сфере обеспечения законности, которые не могут быть решены столь же успешно территориальными прокуратурами.
“Специализированная прокуратура в обязательном порядке должна отвечать отраслевой принадлежности к определенной сфере деятельности, а не к отдельно взятому субъекту этой деятельности (в данному случае к пациенту), - подчеркивает эксперт. - Очевидно, что данное предложение в корне утопично, и его авторами не учтена финансово-экономическая сторона, значительные расходы на создание отдельной специализированной прокуратуры, привлечение профильных специалистов к работе”.
В России достаточного государственных механизмов по соблюдению и защите прав пациентов, уверен юрист. А создание здравоохранной прокуратуры приведет к росту потребительского экстремизма, количеству необоснованных жалобы и проверок в отношении медицинских клиник и врачей, что может привести к снижению эффективной работы системы здравоохранения в целом, - прогнозирует Юсуфов.
Пациентам не требуется дополнительная защита — «врачи на них не нападали и войну им не объявляли», к тому же, именно права пациентов защищены всеми законами, комментирует гендиректор юридической компании «Медикапруф» Артем Зуев.
«Пациенты защищены конституцией, они имеют право жаловаться во все органы. Закон «Об охране здоровья» регулирует именно права граждан при оказании медпомощи. Не столько контроль за качеством лечения, а именно соблюдение прав пациентов», — объясняет юрист.
Вдобавок отдельную структуру под ятрогенные преступления и защиту пациентов уже выделили в Следственном комитете — в 2018 году начали создаваться специальные отделы для расследования врачебных ошибок. По оценкам Зуева, фокус на защиту пациентов в итоге выливается в тысячи уголовных дел в год против врачей, а в гражданских делах размеры компенсаций кратно выросли и доходят до 10—50 млн руб.
«Как раз из-за того, что все органы настроены на защиту граждан, а не врачей и не медучреждений, у нас увеличиваются жалобы со стороны населения. А кто будет защищать врачей?», — задается вопросом юрист.
Некорректно считать, что органы власти не могут быть объективными при получении жалоб от пациентов, убежден член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве России Дмитрий Чистяков. По его словам, нужно работать с существующими механизмами защиты.
Поддерживает инициативу главы организации «Лига защитников пациентов»
врач, юрист, директор Краснодарской региональной общественной организации «Право на здоровье» Николай Чернышук. По его словам, формирование такой структуры - актуальный вопрос для пациентского сообщества.
“Врачи часто говорят о своей беззащитности и упоминают пациентский экстремизм. В действительности мы видим неравное противостояние врачей и пациентов в попытке защитить свои права”, - констатирует Чернышук.
Что происходит, когда пациент обращается за защитой нарушенных прав? Обращения в Минздрав приводят к ответу об отсутствии нарушений, делится опытом юрист.
“Причина формальных отписок очевидна, ведь именно региональный Минздрав является учредителем той самой организации, которую он должен проверять и лицензирующим органом в регионе, - акцентирует внимание Чернышук. - Для Минздрава найти ошибки в работе подведомственной организации все равно что признать свою некомпетентность. А свои ошибки признавать у нас не принято”.
Обращение в Росздравнадзор (РЗН) тоже заканчивается ничем, рассказывает Чернышук. И тут причина вполне понятна. В региональном отделе контроля и надзора в сфере предоставления медицинских услуг РЗН обычно трудятся 4-5 человек на весь регион. Рабочего времени хватает на заполнение отчетов и подготовку докладов руководству, отсюда времени на реальную работу по надзору за качеством предоставления медицинских услуг физически не хватает и все жалобы пересылаются либо в страховую ОМС, либо в упомянутый выше Минздрав.
Не лучше складывается ситуация при обращении в другие контролирующие организации, продолжает эксперт.
“Роспотребнадзор (РПН) дает ответ, что проверка медицинской деятельности не входит в их компетенцию, что не соответствует правде, ведь контроль за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения прямая обязанность РПН. Прокуратура пересылает обращения по известному адресу в Минздрав. Следственный комитет также запрашивает проверку у Минздрава, результат которой нам заранее известен”, - подчеркивает Чернышук.
Иногда следователи все же возбуждают уголовное дело, которое расследуется намного дольше сроков привлечения к уголовной ответственности.
“Сроки истекли, дело прекращено по нереабилитирующим основаниям. Всем спасибо. Все свободны”, - подытоживает Чернышук.
А если права были действительно нарушены, если действительно пострадал невиновный пациент из-за врачебной ошибки, как же принцип неотвратимости наказания? - вопрошает эксперт.
Врачи возмущены наступлением на их права, но на их стороне сложная бюрократическая машина, многочисленные общественные организации во главе с авторитетнейшими людьми, заявляет Чернышук.
“Вспомнить хотя бы защитные речи президента Национальной медицинской палаты Леонида Рошаля по делу калининградских медиков Белой и Сушкевич, осужденных за убийство ребенка. Врачебное сообщество консолидировано и выступает единым фронтом против попыток внешнего воздействия. Отсюда негодование и возмущение про пациентский терроризм/экстремизм, который в большинство случаев представляет из себя неловкие попытки пациентов защитить свои права”, - уверен Чернышук.
Мы все чаще слышим о нападениях на медицинских работников, и избиении пациентов в больницах. Конфликт нарастает, становится напряженным. И если не предпринять усилия для цивилизованного законного разрешения ситуации, то неизбежно ухудшение противостояния и высокая вероятность взрывного исхода с тяжелыми последствиями для обеих сторон, считает юрист.
“Таким выходом может быть создание независимого регулятора, способного дать объективную оценку ситуации и принять соответствующие меры реагирования, резюмирует Чернышук. - Основной задачей прокуратуры является защита прав и законных интересов граждан, надзор за исполнением законов. Право на жизнь и здоровье является основным, базовым правом гражданина, в связи с чем удивляет наличие природоохранной и транспортной прокуратуры при отсутствии прокуратуры в сфере жизни и здоровья”.
Чернышук считает инициативу более чем уместной и актуальной: создание специальной прокуратуры жизненно необходимо для соблюдения и восстановления нарушенных прав пациентов. А что думаете вы?
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"