Блокпост: больше 5 млн упаковок БАД не прошли проверку


image

22.04.2025 415

Вдумайтесь, по данным ЦРПТ, с начала года на кассах страны заблокировали продажу 5,3 млн упаковок биологических активных добавок. Свыше 1 млн из этих упаковок попали под блокировку из-за подозрений в том, что они фальсифицированы. Теперь внимание, вопрос: что стало с этими упаковками? Допустим, аптеки вернули товар поставщикам, те — производителям, ну а дальше?

Начиная с января этого года на кассах была заблокирована продажа 5,3 млн. упаковок БАД, рассказали «Известиям» в пресс-службе оператора системы маркировки — Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Наибольший объем блокировок — 1,7 млн упаковок — связан с попыткой повторной продажи. Еще у 2 млн упаковок обнаружились некие “нарушения со стороны работы производителей” (такую витиеватую формулировку дает пресс-служба, не считая нужным ее расшифровать), а 1,2 млн упаковок оказались похожими на фальсификат.

Чудовищные цифры. И я уже много раз писал о катастрофической ситуации с сомнительными и откровенно опасными БАД, которые принимают многие россияне. Но что еще может стоять за этими цифрами? По словам работников аптек, нередко блокировка происходит из-за сбоев в программном обеспечении, а также потому, что коды маркировка нанесены на упаковку БАД некорректно, сканер попросту не в состоянии их считать. Бывает, что на несколько единиц БАД нанесен один и тот же код маркировки. Такие упаковки аптеки стараются вернуть поставщикам, а вот что дальше с ними происходит, можно только догадываться. Никакой информации о том, что продукция уничтожается, лично мне найти не удалось.

С другой стороны, есть масса абсолютно законных оснований, чтобы не проводить проверку кода на кассе, и тогда можно избежать всех перечисленных проблем с товаром и возможной блокировки продажи. Торговля без верификации кода допускается:

  1. В магазинах, расположенных в отдаленных районах, где нет стабильного доступа в интернет и точка продаж использует автономную онлайн-кассу без передачи данных в режиме реального времени.
  2. При продаже в вендинговых аппаратах.
  3. Когда торговля ведется по образцам или удаленно, если товары отправляются покупателям непосредственно со склада.

Получается, что блокировка на кассе - хотя и хорошая идея, но проблему контрафакта, фальсификата и недоброкачественной продукции решить не в состоянии (даже при наличии соответствующих статей в УК РФ и КоАП РФ, которые запрещают оборот фальсифицированных БАД). Поэтому регулятор ищет альтернативные рычаги. Недавно был запущен новый эксперимент, который призван защитить потребителей БАД от обмана относительно страны производства. Речь идет о случаях, когда импортные товары выдают за российские, рассказала замглавы Минпромторга Екатерина Приезжева на конгрессе индустрии детских товаров.

«Сейчас у нас проходит эксперимент по мониторингу производителей, в рамках которого сборная команда из Роспотребнадзора, оператора ЦРПТ будет выезжать на место, чтобы удостовериться, есть ли на самом деле такое производство, либо это очередная фикция», — прокомментировала пилот Приезжева.

Если компания российская, но у нее нет производственных мощностей или необходимого сырья, то ей не выдадут коды маркировки. Кроме того, информация о подобных предприятиях будет поступать в контрольно-надзорные ведомства. 

Очередной эксперимент начался 1 марта, а закончится в конце лета. Как пояснил директор по контрольно-надзорной деятельности ЦРПТ Антон Гущанский, инициатива поможет бороться с нелегальной продукцией, которая ввозится контрабандой и выдается за российскую. 

«В ходе пилота мы будем проверять, действительно ли компании, которые регистрируют свою продукцию в системе маркировки, занимаются производством: есть ли у них необходимое оборудование, штат сотрудников и товары на складе. Если выяснится, что у компании на самом деле нет никакого производства, она не сможет получить коды маркировки. Это поможет бороться с нелегальной продукцией, которая ввозится контрабандой и выдается за российскую», – заявил Гущанский.

Но это не точно, ведь участие в эксперименте добровольное. 

Пока одни регуляторы старательно закручивают гайки на рынке БАД, другие считают возможным, как раз наоборот, их ослабить, по крайней мере в сфере е-кома. Такой вывод напрашивается после изучения Протокола о внесении изменений в договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года в части подтверждения безопасности товаров электронной торговли, происходящих из третьих стран, который был представлен на обсуждение в конце марта. 

Согласно проекту, маркетплейсы, работающие на территории ЕАЭС, будут подтверждать безопасность товаров, приобретаемых физлицами для личного пользования из-за рубежа на этих площадках. Согласно ст.551, происходить это будет путем размещения заявления о безопасности товара на странице сайта электронной торговой площадки. В нем указываются сведения, свидетельствующие о безопасности товара, полученные от иностранного изготовителя, подтвержденные им на основании собственных доказательств.

Иначе говоря, безопасность товаров будет подтверждаться на основании заявлений от иностранных производителей, которые используют собственные доказательства. Это создает риск поставок БАД с недостоверными данными и может привести к неравной конкуренции и новым «лазейкам» в системе «Честный знак», прогнозирует исполнительный директор Союза производителей БАД Александр Жестков.

К чему приведет принятие этих изменений в договор ЕАЭС? По его мнению, упрощенная система проверки безопасности товаров может создать угрозу для потребителей, подорвать доверие к системам прослеживаемости и снизить конкурентоспособность производителей, работающих в рамках классических бизнес-процессов. В свою очередь, мы получим новую волну БАД с  фармацевтическими веществами (например, сибутрамином — запрещенным в ряде стран стимулятором для похудения), тяжелыми металлами (свинцом, ртутью), психоактивными веществами, которые не заявлены в составе.

Дальше — больше. Если небезопасные БАД поступят на рынок ЕАЭС, при наступлении вреда потребителям будет сложно доказать виновность оператора площадки или иностранного производителя, ведь заявленные сведения будут подтверждены только самопрезентацией, объясняет Жестков. 

Введение уведомительного порядка может негативно сказаться на функционировании системы «Честный знак». Упрощенная процедура проверки безопасности создает лазейки для контрафактной продукции, поскольку не предполагает независимой оценки качества. Различие в уровнях контроля между уведомительным порядком и традиционными методами подтверждения безопасности может вызвать проблемы с объединением данных, что затруднит оперативное выявление опасных товаров. Кроме того, недобросовестные продавцы смогут с легкостью наладить трансграничную торговлю, чтобы избежать необходимости проведения на свои товары оценки соответствия требованиям безопасности и вхождения в систему прослеживаемости «Честного знака».

Ассоциация производителей БАД предлагает исключить биодобавки и пищевую продукцию из уведомительного порядка и разработать строгий механизм контроля, основанный на международных стандартах безопасности. Жестков считает необходимым ввести для этих категорий товаров обязательную сертификацию с привлечением независимых экспертов, строгую ответственность для операторов торговых площадок в случае продажи небезопасных товаров. Можно рассмотреть создание «чувствительного перечня» товаров, требующих более жесткого контроля, с юридическим обоснованием необходимости применения классических мер технического регулирования. Обсуждение проекта протокола продлится до 5 мая 2025 года. Будут ли услышаны предупреждения и предложения производителей БАД, мы узнаем в самом скором времени.

Напоследок хочу привести еще несколько красноречивых цифр от аналитического агентства DSM Group. Объем российского аптечного рынка БАД в стоимостном выражении в марте увеличился на 9,4% относительно февраля и составил около 16 млрд руб. В натуральном выражении объем этого рынка в третьем месяце текущего года вырос на 5,5% по сравнению с предыдущим месяцем и составил 36,4 млн упаковок. Средневзвешенная стоимость упаковки БАД в марте стала на 3,7% больше по сравнению с февралем и составила 438,7 руб. 

По итогам первого квартала 2025 года коммерческий рынок БАД увеличился в рублях на 24,6% относительно аналогичного периода 2024 года и составил 44,7 млрд руб. В упаковках за этот же период емкость рынка сократилась незначительно: на 1,4% — до 104 млн упаковок. Доля биодобавок из ценового диапазона от 500 до 1 тыс. руб. в марте составила 30,8%, что на 0,7% меньше удельного веса группы в марте 2024 года. Средняя цена в категории составила 708 руб./упак. (+1,5% к марту 2024 года).   

Как видно из этих данных, рынок бурно развивается, а стало быть остается крайне привлекательным для игроков. 

Вадим Винокуров

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации