25.01.2023 9877
В рамках борьбы с аптечной наркоманией Правительство поддержало законопроект об ужесточении ответственности за продажу без рецепта лекарств, популярных у наркозависимых. Соответствующий отзыв опубликован 17 января. Фармработников предлагают штрафовать в размере до 20 тыс. руб., а юрлиц — до 200 тыс. руб. Представители фармсообщества в большинстве своем восприняли инициативу негативно — по их мнению, это не поможет решить проблему.
В Стратегии государственной антинаркотической политики на период до 2030 года сказано, что с 2010 года в России наблюдается рост более чем в 2,5 раза числа лиц с зависимостью от новых потенциально опасных психоактивных веществ и с полинаркоманией и более чем в три раза – с зависимостью от лекарственных препаратов с психоактивным действием.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, большим спросом у наркозависимых лиц, так называемых «лекарственных/аптечных наркоманов», пользуются препараты, содержащие прегабалин, тапентадол, тропикамид и циклопентолат, которые не относятся к ядовитым или сильнодействующим средствам и в своем составе не содержат ни наркотических, ни психотропных веществ. При этом их употребление не по назначению врача (в том числе непредназначенным способом, в больших дозах, в сочетании с другими веществами или алкоголем) вызывает наркотическое опьянение и стойкую зависимость.
Особенно широко «лекарственная наркомания» распространена в подростковой и молодежной среде ввиду относительной доступности, простоты применения и интенсивности воздействия лекарственных препаратов, содержащих психоактивные вещества. Зачастую психическая и физическая зависимость от употребления этих препаратов становится основной предпосылкой к переходу на более «тяжелые» наркотики и психотропные вещества.
Прегабалин, тапентадол, тропикамид и циклопентолат включены в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету (ПКУ), утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 апреля 2014 года № 183н. Вместе с тем на практике нередки случаи безрецептурного отпуска данных лекарственных средств в нарушение действующего особого порядка учета.
Авторы законопроекта в пояснительной записке признают, что это связано, прежде всего, с тем, что размер прибыли, полученной от неправомерной реализации лекарственных препаратов списка ПКУ значительно превышает размеры штрафов, которые могут быть наложены на фармработников, должностных лиц и аптечные организации. Так, частью 1 статьи 14.42 КоАП за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами установлена административная ответственность, предусматривающая наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс. до 3 тыс. руб.; на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; на юрлиц – от 20 тыс. до 30 тыс. руб. Санкции применяются как в отношении лекарственных средств, не вызывающих привыкание, так и в отношении средств ПКУ.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица в размере от 4 до 8 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. руб.; на юрлиц – от 100 до 200 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В настоящее время указанный состав административного правонарушения может применяться в отношении лиц, нарушивших правила отпуска лекарственных препаратов, подлежащих ПКУ, поскольку данное деяние является грубым нарушением лицензионных требований. Однако после вступления в силу с 1 сентября 2022 года нового Положения о лицензировании фармацевтической деятельности указанное правонарушение может быть квалифицировано как негрубое и, соответственно, не будет подпадать под действие части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Более того, авторы нового законопроекта предлагают не использовать такой вид санкции, как административное приостановления деятельности, поскольку “это может негативно сказаться на деятельности аптек, находящихся в сельской местности, а также аптек, имеющих филиальную сеть”.
Вместе с тем высокий уровень общественной опасности данного правонарушения требует повышенных размеров административных штрафов, поскольку от этого напрямую зависит эффективность борьбы с лекарственной наркоманией, широко распространенной в настоящее время, в том числе в среде несовершеннолетних граждан, сказано в пояснительной записке.
При этом авторы законопроекта почему-то не упоминают о том, что в Краснодарском крае, например, территориальный орган Росздравнадзора уже несколько лет — с разной степенью успеха — применяет к аптекам, которые режут блистеры с подлежащими ПКУ лекарствами и поштучно продают их наркоманам, ч. 1 ст. 6.33 КоАП. Эта статья регулирует обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных препаратов и предусматривает штрафы от 1 млн до 5 млн руб. Так, только за 2020 год краснодарский Росздравнадзор завел 14 таких административных дел, а общая сумма штрафов составила 14 млн руб.
Иногда (но не всегда) суды встают на сторону тероргана и соглашаются, что раз лекарство было отпущено без упаковки и без копии инструкции, его невозможно идентифицировать, то оно является контрафактным. В Сочи была аптека, которую за полгода трижды штрафовали по этой статье на 1 млн руб. Еще одна собрала штрафов на 4 млн руб. Но даже такая серьезная санкция их не остановила. При обыске в аптеках нашли более двух тысяч капсул, освобожденных от упаковок и приготовленных к продаже, по цене, в среднем, от 300 руб. за штуку. Нетрудно подсчитать, какой “навар” имеют такие “аптекари”.
Не останавливает их и риск лишиться лицензии. В Краснодарском крае суды за последние пару лет удовлетворили порядка десятка таких исков тероргана - за неоднократное грубое нарушение лицензионных требований разрешение на осуществление фармацевтической деятельности аннулируется. Беда в том, что ничего не мешает “черному” аптекарю пройти процедуру лицензирования заново и вернуться в бизнес под другой вывеской.
В декабре 2021 года глава Северной Осетии Сергей Меняйло предложил лишать возможности получения новой лицензии предпринимателей, у которых ранее она была аннулирована по причине незаконной торговли «препаратами-наркозаменителями». Однако юристы предупреждали, что это входит в противоречие с действующим законодательством, и дальше разговоров дело не пошло.
В Ростовской области пошли другим путем. Там в июле 2022 года 78 аптечных организаций подписали конвенцию, в рамках которой отказались «от розничной продажи кодеиносодержащих препаратов, а также иных лекарственных препаратов, не относящихся к категории наркотических, психотропных либо сильнодействующих, но обладающих схожим психоактивным действием, без соответствующего рецепта».
Среди прочего представители отрасли, поддержавшие инициативу, обязались внести в должностные инструкции первостольников в качестве основания для увольнения нарушение запрета на реализацию без рецепта кодеиносодержащих препаратов, а также иных лекарственных препаратов, не относящихся к категории наркотических, психотропных либо сильнодействующих, но обладающих схожим психоактивным действием. Однако никаких сообщений о том, что это сработало, с тех пор не было.
Кстати, в 2018 году депутаты Законодательного собрания Ростовской области тоже предлагали ужесточить санкции для фармацевтических работников и предприятий за отпуск медикаментов аптечным наркоманам.
«Если кто-то продаст алкоголь ребенку, то ему может грозить штраф до 50 тыс. руб., – подчеркивала председатель Совета молодых депутатов и Комитета по молодежной политике Заксобрания Ростовской области Екатерина Стенякина. – Юрлица в этой ситуации рискуют не только заплатить штраф до 500 тыс. руб., но и лишиться лицензии. Зато тем, кто продает лекарственные препараты без рецепта, установлен штраф от 1,5 тыс. до 30 тыс. руб.. Если продажа алкоголя несовершеннолетнему совершена неоднократно, установлена уголовная ответственность вплоть до запрета занимать определенную должность в течение трех лет. А в случае нарушения правил отпуска лекарств уголовная ответственность не предусмотрена”.
Да, за нарушение правил отпуска действительно нет уголовной ответственности. Зато она есть за незаконный сбыт сильнодействующих лекарств, за организацию преступного сообщества, за подделку рецептов. И периодически то тут, то там такие дела заводят. Да только приговоры, которые выносятся по ним, тоже не сильно дисциплинируют.
Так, в Благовещенске мать и дочь наладили незаконную розничную торговлю лекарственными средствами, содержащими сильнодействующее вещество, через аптечный пункт. Суд счел их вину доказанной и вынес обвинительный приговор: дочь получила три, а мать — 2,5 года лишения свободы условно.
Итак, мы уже разобрались, что финансовые санкции на “черных аптекарей” не действуют. Уголовная ответственность при складывающейся судебной практике — тоже. Что ж, остается “попробовать” дисквалификацию?
Новым законопроектом она предусмотрена как для фармработников, так и для должностных лиц, допустивших правонарушение, но вот предлагаемый срок: от шести месяцев до одного года не выглядит устрашающим. Для примера: в некоторых западных странах, например, Германии за совершение преступлений, не совместимых с профессией фармацевта, применяется пожизненная дисквалификация. С другой стороны, что мешает аптеке, наживающейся на лекарственной наркомании, поставить за прилавок человека без фармобразования? Такая практика в условиях кадрового дефицита и сегодня не редкость.
Ну а пока законопроект направлен в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству. Как сложится его дальнейшая судьба, покажет время.
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"