Птицы улетели из Москвы на зимовку, гости из тайги и тундры на смену


image

01.11.2023 6147

На смену им мигрируют гости из тайги и тундры Первые пернатые релоканты начали покидать Москву уже в середине августа. Это были стрижи, кукушки и дрозды. Хотя солнце грело, травка зеленела. А потом был самый теплый сентябрь в истории метеонаблюдений. Казалось бы: чирикай себе дальше! Но у птиц охота к перемене мест завязана вовсе не на погоду. А на количество корма в ареале обитания. А в конце лета насекомые начинают впадать спячку.

МОСКВУ ПРОМЕНЯЛИ НА АФРИКУ
В сентябре на крыло встали ласточки, камышовки и славки. Последние два вида — миниатюрные пташки, которые весят чуть больше 20 грамм. Сейчас «на чемоданах» пеночки, скворцы, зяблики. Следом вояж предстоит чайкам и хохлатым уточкам — чомгам. К концу месяца в небе над мегаполисом можно будет заметить клинья диких гусей. В «боевом порядке» они летают неспроста. Ведущий стаи создает вихреобразные потоки, которые подхватывают крыльями другие особи.

— Пережидать холода перелетные птицы будут в странах Африки, Юго-Восточной Азии, в южных регионах России и других теплых краях, — объяснили в «Мосприроде».

По осени столицу покидают под 100 видов. Всего же их порядка 200, но среди них есть и очень редкие. Москву для зимовки выбирают около 15 новых видов. К нам они перебираются из лесотундры и тундры.

ДВОЙНИКИ СНЕГИРЕЙ
В декабре в Москву прилетят обыкновенные чечетки. Их иногда путают со снегирями из-за красной грудки самцов. Хоть чечетки чуточку «стройнее» (весят всего 10-15 грамм, а снегирь около 25) и относятся к вьюркам. Пожалует из Сибири и серый сорокопут. Они известны своими пронзительными свистами и громкими трелями. А еще они заимствуют «репертуар» других птиц. Почти также как попугаи учатся человеческой речи. Зачем это пернатым-повторялам — у орнитологов только теории. Например, чтобы воинственным подражательным пением отпугивать другие виды.

Увидеть на природных территориях можно будет и хищника — мохноногого канюка, он же зимняк. Они высматривают полевок — эти грызуны не впадают в спячку. А еще есть примета, что прилет зимняка несет за собой холода.

Зимуют у нас и пуночки из отряда воробьинообразных. Дома их будут очень ждать обратно: у коренных северных народов возвращение этих знаменует весну.

Гуляя по Битцевскому лесу или «Лосиному острову», высматривайте на деревьях клестов-еловиков. У него острый «клещеклюв», которым он вскрывает шишки, у самцов красно-коричневое оперение, у самок — зеленовато-серое.

После Нового года доберутся краснокнижные длиннохвостые неясыти. При виде таких дети часто кричат: «Смотри, сова!» И действительно — это типичный представитель семейства настоящих сов. Селиться они любят в парке «Кузьминки».

ОГАРИ ПЕРЕЗИМУЮТ В ЗООПАРКЕ
Кочуют к нам и свиристели. Последние, впрочем, все реже. Хотя в соцсетях нет-нет да и появляются видео захмелевших от рябины птиц. Ближе к городу их гонят холода. В лесах становится сложно находить пропитание. Часть отправляется в Крым и на Кавказ, а другая — за внутренние границы МКАД.

Зимой в Москве становится все больше снегирей. Это оседлые птицы. Пока тепло, они сторонятся города и концентрируются в лесах по области. Как только морозы крепчают — тянутся в столицу. В мегаполисе всегда на два-три градуса теплее.

Никуда не полетят и кряквы, которыми изобилуют городские пруды и прочие водоемы. Разве что будут искать незамерзающие полыньи. Ведь основу рациона составляют семена и побеги водных растений.

Биться за водоемы им предстоит с ярко-рыжими огарями. Нрав у красавцев, между прочим, отнюдь не дружелюбный. Часть традиционно осядет на водоемах Московского зоопарка. Причина — в генетической памяти.

Огари — степные птицы, в городе они появились полуслучайно. Когда-то они жили в зоопарке. Но птицам перестали подрезать крылья в середине прошлого века. А почему — точно никто и не упомнит. Одни говорят — халатность.

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации