Представлен обзор аптечных продаж лекарств в упаковках за январь—апрель 2024 года


image

03.07.2024 2720

По итогам первых четырех месяцев 2024 года аптеки реализовали свыше 1,5 млрд упак. лекарственных препаратов, следует из данных Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, который проводит компания DSM Group. В среднем стоимость одной упаковки препарата в розничных аптеках составила 360 руб.

Аптечный рынок продолжает удивлять показателями, отметили в компании. Ожидалось, что он вернется к привычным сезонным трендам и росту в пределах 10%. Но I квартал 2024 года опять увеличился довольно существенными темпами — +20% к показателю 2023 года в стоимостном выражении (по лекарственным препаратам). В итоге за первые четыре месяца объем продаж лекарственных средств в аптеках составил 543 млрд руб. Аналитики обозначили несколько факторов, которые привели к такой динамике.

Во-первых, в начале года был высокий уровень заболеваемости ОРВИ и гриппом. Во-вторых, инфляция на лекарства продолжает расти. Так, к маю индекс цен уже на уровне 4%, а сравнивая с уровнем цен в январе 2023 года, можно констатировать, что инфляция составляет порядка 11%. То есть половина роста 2024 года приходится на инфляционный фактор.

Рост в упаковках составил +4,4%, что в том числе связывается с восстановлением спроса после пиковых взлетов и падений, спровоцированных внешними факторами.

Около половины от объема всех проданных упаковок составляют препараты для лечения заболеваний респираторной системы (17%), препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ (16%), а также лекарства для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы (14%). Эти три ATC-группы в большей мере обеспечили положительный результат рынку по итогам четырех месяцев текущего года.

При этом максимальным приростом отметились гормональные препараты для системного использования, исключая половые гормоны (+9,1%), препараты для лечения заболеваний органов чувств (+8,8%) и препараты для лечения заболеваний респираторной системы (+7,5%).

В упаковках по-прежнему лидируют «традиционные» дешевые препараты — рецептурные средства с МНН омепразол (доля 1,4% в упаковках), парацетамол (1,1%) и безрецептурный препарат «Нафтизин» (1,1%) — все они выпускаются сразу несколькими производителями. Большинство препаратов (15 брендов), входящих в TOP20 по объему в натуральном эквиваленте, показали положительную динамику. Наибольший темп прироста продемонстрировали противоконгестивный препарат «Снуп» (+23,5% относительно января—апреля 2023 года), НПВП «Нурофен» (+18,9%), а также антибиотик на основе цефтриаксона (+17%).

Среди фармпроизводителей преимущество остается за российскими компаниями и зарубежными с высокой долей дженериков в своем ассортименте.

В TOP30 производителей лекарственных препаратов по натуральному объему вошли 12 отечественных компаний, пять из которых сумели попасть в TOP15 по приросту продаж относительно первых четырех месяцев прошлого года.

Лидером по приросту продаж в январе—апреле 2024 году стала российская компания Renewal («Обновление») с показателем +25,6%. По числу реализованных упаковок компания занимает четвертую строчку.

В абсолютном выражении прирост у производителя также самый значительный – за четыре первые месяца 2024 года года аптеки реализовали почти на 11 млн упаковок препаратов «Обновления» больше, чем за первые четыре месяца 2023 года. Наибольшую долю в портфеле компании занимают анальгетики-антипиретики (ведущие бренды: препарат на основе парацетамола, безрецептурные средства «Цитрамон», «Ацетилсалициловая кислота») и отхаркивающие безрецептурные препараты («Мукалтин», «Таблетки от кашля», «Амброксол»).

Всего номенклатурный ряд включает в себя около 130 брендов (378 артикулов). Из 20 ключевых брендов максимальный результат показали НПВП «Ацетилсалициловая кислота» (+952% к январю—апрелю 2023 года), пищеварительное ферментное средство «Панкреатин» (+141%), противодиарейный препарат «Лоперамид» (+71%).

Компания Reckitt Benckiser Group (+17,4%) расположилась на втором месте по темпу прироста в упаковках. Ассортимент производителя включает четыре марки. Положительную динамику обеспечил безрецептурный препарат «Нурофен», который занимает 68,8% в продажах компании. За год реализация нестероидного противовоспалительного препарата выросла на 19%.

Замыкает тройку лидеров еще одна отечественная компания — «Биннофарм Групп» (+13,1%). Основной объем в продажах производителя занимают антибактериальные препараты и нестероидные противовоспалительные средства.

«Биннофарм Групп» замыкает TOP5 производителей ЛП по натуральному объему. Ассортимент включает более 200 брендов лекарств (свыше 500 SKU).

Наиболее ярко себя проявили антисептический препарат для лечения заболеваний горла «Лоротрицин» (+1043%), препарат при диарее «Лоперамид» (+105%) и рецептурный АБП цефтриаксон (+64%).

В TOP15 вошли еще три российские компании: «Северная Звезда» (7‑е место и +8,5%), «Татхимфармпрепараты» (11‑е место и +4,9%) и «Фармстандарт» (13‑е место и +3,9%).

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации