Как понять, что ребенку нужна помощь дефектолога?


image

28.07.2024 356

Учитель-дефектолог Марина Соловьева, после 20 лет работы с особенными детьми, поступила в магистратуру Московского городского педагогического университета, в 2024 году стала самой опытной конкурсанткой VII сезона Всероссийской олимпиады студентов "Я – профессионал" и в направлении "Специальное дефектологическое образование" вошла в число победителей.

Марина Соловьева, которая работает в школе-интернате для детей с ОВЗ в Талдомском районе Московской области, заметила, что с каждым годом маленьких учеников с разными нарушениями становится все больше. Причем, особенность современных детей в том, что у них наблюдается не только одна проблема, как раньше, и ребенка с одним видом нарушения практически не встретишь, у большинства – сочетанные диагнозы, что приводит к трудностям в определении образовательного маршрута для особого ребенка и подбору спецусловий для него.

"Количество обучающихся в школе для детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), где я работаю, за последние 3 года выросло в 2 раза. Чаще всего встречаются дети с задержкой психического развития (ЗПР), тяжелыми нарушениями речи, умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра (РАС), которое серьезно набирает обороты. Сложно поддается дифференциация между ЗПР и умственной отсталостью", - отмечает дефектолог.

Причин такого роста Марина Соловьева видит несколько. Общее ухудшение состояния здоровья родителей, экологические проблемы, генетические "поломки", высокая занятость мам и пап на работе, их повышенная утомляемость, и как следствие, нежелание заниматься со своими детьми, недоброжелательная среда на улице, куда мальчиков и девочек, как раньше, не отпускают гулять одних. Но есть и другая сторона медали. В системе психолого-медико-педагогического обследования повысился уровень диагностики, что помогает выявлять нарушения развития ребенка, в том числе, на ранних этапах.

Естественно, разрабатываются и новые методики по работе с особенными детьми. Для того, чтобы узнать о них и повысить квалификацию, педагог поступила в магистратуру МГПУ по направлению "Модернизация деятельности ПМПК в системе образования".

"Узнав о наборе курса профессором Ириной Левченко, я, не раздумывая, решила поступать. Тем более, в МГПУ преподают авторы методик, например диагностики речевого развития и исследования регуляторных функций у ребенка дошкольного возраста, а государство, к тому же, дает возможность один раз учиться в магистратуре бесплатно", - объяснила Марина Соловьева.

Копилку ее знаний пополнили методики для обследования детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, новые варианты альтернативной коммуникации, карточки PECS, электронные платформы, подходящие для обучения детей с РАС и умственной отсталостью.

Вообще, чем в арсенале у дефектолога больше методик, тем лучше. По словам Марины, дети настолько разнообразны в своих и сложностях, и возможностях, что выработать определенный комплекс для всех не получается. Надо для каждого подбирать свое, работая с ребенком, выяснять, что он воспринимает лучше, ориентироваться в методиках и быстро находить замену.

Педагог отмечает, что для разработки комплексного подхода, составления индивидуального образовательного маршрута и коррекции дефектологу обязательно нужно взаимодействовать с другими специалистами, в том числе, с учителями ребенка. И это слабое место, где часто рвется: учитель придерживается адаптированной программы обучения, которая включает коррекционную работу, а дефектолог, задача которого внедрять в свою коррекционную программу требования общеобразовательной программы, свою.

Кроме того, Марина Соловьева закончила Московский университет МВД и стала юристом, так как вошла в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК), где надо разбираться в юриспруденции, грамотно составлять дорожные карты и объяснять родителям детей с ОВЗ и инвалидностью их права и обязанности.

Как понять, что ребенку нужна помощь дефектолога?

По наблюдению Марины Соловьевой, родители начинают задумываться о том, что с их ребенком что-то не в порядке, когда видят странности в поведении. Например, когда сына или дочь ничем нельзя заинтересовать, а начиная что-то делать, ребенок тут же бросает. Или наблюдаются повышенная тревожность, нервозность, плаксивость, истерики. Вторая реперная точка – нарушение или отсутствие речи. Родители думают, что это проблемы с логопедией, хотя дефектолог призывает обратить внимание на то, что обычно остается "за кадром" внимания – как ребенок понимает инструкции и задания, когда его просят что-то выполнить.

"Чаще всего, это становится очевидным на этапе обучения чтению. Ребенок не может соединить буквы в слоги, раскрасить рисунок, плохо держит ручку – такие жалобы должны мотивировать родителя обратиться к специалисту: психологу, логопеду, дефектологу", – утверждает Марина Соловьева и призывает мам и пап к сотрудничеству – зачастую ей, как и многим специалистам ее профиля, приходится сталкиваться с отказом родителей принимать ситуацию.

Но одни педагоги с проблемой не справятся, работа должна вестись с семьей ребенка и включать в процесс родителей, чтобы вместе находить позитивные и корректные подходы к обучению. Как заметила учитель-дефектолог, мамы и папы делятся на две категории – одни интересуются развитием ребенка и готовы включаться в работу, а другие не видят необходимости в занятиях, пренебрежительно к ним относятся. Задача педагога - наладить эту связь, замотивировать родителей, направить их в правильное русло, просвещать их, обучать и консультировать. Дать им толчок, чтобы они сами захотели, чтобы их ребенок чего-то добился.

"Бывает, что мы занимаемся с детьми, пытаемся зафиксировать результат, но наступают каникулы или выходные, дома ребята не занимаются, и все приходится начинать сначала. Часто родители отрицают и не хотят принять наличие нарушений у ребенка. Причем, есть и такие, кто предпочитает не замечать проблем в средней школе. И надеются, что умственная отсталость или РАС пройдут, и чадо сможет поступить в институт. Задача дефектолога деликатно объяснять родителям истинное положение дел и убедить, что такие нарушения не приговор, их можно скомпенсировать, если заниматься и выполнять советы специалистов", - отмечает Марина Соловьева.

Советы для родителей особенных детей

1. Обращайтесь к специалистам и следуйте их рекомендациям, старайтесь больше узнавать, читать, смотреть об особенностях развития, связанных с вашим ребенком. Повышайте собственный родительский и воспитательный потенциал.

2. Занимайтесь дома с детьми – можно недолго, по 15 минут, но каждый день и качественно, не отвлекаясь на бытовые дела.

3. Помните о том, что никто не знает вашего ребенка лучше вас, и от родителей, в первую очередь, зависит его будущее.

4. Никакого физического или вербального насилия, это не поможет, а лишь усугубит проблемы и даже отодвинет успех.

5. Не опускайте руки в момент неудачи, старайтесь найти новые стимулы, мотивацию и ресурсы. Как в самолете – сначала наденьте маску на себя, затем – на ребенка.

В развитии особенных детей нужно находить то, что может компенсировать нарушение или выявить возможности, которые помогут ребенку. Например, альтернативные способы коммуникации, приобретение жизненных компетенций. Например, слабослышащий может уметь хорошо рисовать. И подобрать для него профессию с опорой на зрительные функции и мелкую моторику. Отсутствие умения коммуницировать с людьми компенсировать посредством искусства или современных технологий. 

В Москве есть объединение людей, которые занимаются с подростками и взрослыми с РАС, развивают качества, которые им помогут в жизни. Учат рисовать, лепить, что-то собирать. Организовали на базе центра рабочие места. Продают картины воспитанников. Если говорить об аутистах, отмечает Марина Соловьева, то, на самом деле, таких, у кого есть таланты, мало, вопреки поверью. И с ними рядом должен быть близкий человек-проводник, который поможет войти в мир.

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации