Каждого ждет поиск своего призвания.
Кто-то знает, чем хочет заниматься, еще в детстве, а кому-то сложно понять это и
в 30 лет. Многие мирятся с нелюбимой работой, но некоторые решаются изменить
свою жизнь. Такой выбор сделала героиня сегодняшней статьи – самозанятый
копирайтер Мария Сорокина. Восемь лет назад Мария оставила карьеру
управленческого консультанта, чтобы начать свой кулинарный проект, а год назад,
после рождения ребенка, занялась копирайтингом на фрилансе. Новая система
налогообложения оказалась удобной и выгодной, чтобы оформить это официально. Мария
Расскажите о своей карьере, в каких сферах вы работали до
настоящего момента?
- Я училась в Высшей Школе
Экономики, работала аудитором и управленческим консультантом. Получила MBA в бизнес школе INSEAD во Франции, потом вернулась в консалтинг, но уже в другой
компании. Однако, еще в бизнес школе я начала терять интерес к консалтингу. В
университете меня тянуло к кулинарии, и я решила попробовать. Уволилась и начала
вести кулинарные мастер-классы для любителей готовить. Постепенно вошла в
партнерство с большой кулинарной студией.
Чуть позже я вышла замуж за Андрея
Бугайского, который вел свои кулинарные мастер-классы. Мы объединились,
некоторое время вели их вместе, затем параллельно начали домашний проект. Раз в
неделю открывались на вечер как ресторан с фиксированным меню. Гости приходили
по предварительной записи. Еще позже – начали делать кейтеринг (готовили для домашних
и офисных праздников и доставляли еду). А потом появился человек, который
захотел инвестировать в наш проект. Мы сняли помещение и открыли свою
кулинарную студию с кейтерингом.
Сейчас студия активно работает, но
после родов мне пришлось уйти от оперативной работы. С ребенком и грудным вскармливанием
она никак не совмещалась. Теперь мне нужно было быть дома. Однако необходимость
зарабатывать на жизнь никто не отменял, поэтому я стала думать об удаленной
работе, которая бы мне понравилась. Пока я занималась кулинарией, мне начало
нравиться писать. Я много писала в блог и социальные сети, издала четыре книжки
своих рассказов и большую кулинарную книгу, которую мы написали вместе с мужем.
Одна из книг называлась «Как очнуться от карьеры и начать жить». В ней я
написала про мой переход от работы, которая стала нелюбимой к любимому делу.
Все это привело меня к мыслям о
копирайтинге, и я закончила несколько курсов – по продающим текстам,
лендинговым страницам, email маркетингу. Получила первые проекты и начала работать. Как раз в
этот момент узнала про налог на самозанятых и очень обрадовалась. Это казалось
идеальным для меня вариантам.
Расскажите подробнее, как удалось
совершить переход к любимому делу? Какие были сложности? Как их преодолевали?
-Кулинария долго была моим хобби. На
первом курсе вышки я по выходным была бесплатным волонтером в кулинарной студии
журнала Гастроном. Летом работала кондитером в Кофе Хаусе. Но с учебой эта
работа не совмещалась и оплата была очень низкой. С третьего курса я стала
аудитором в Deloitte – это выглядело
как перспективная карьера с настоящим заработком. Потом я перешла в консалтинг
и поехала в бизнес школу. И именно там меня подтолкнули к переходу. Я поняла,
что только делая то что нравится, можно сделать что-то стоящее. Через силу
получаются только посредственные результаты. При выборе профессии нас не учат
задумываться, что нам нравится делать. С советских времен устоялась такая
логика – «Хочешь быть художником? Художники ничего не зарабатывают. Так что иди
на экономический.» Выбор в пользу любимого дела означает, что нужно оставить профессию
и перспективы в ней, уйти в неизвестное, рискованное. Рисковать финансово. В
вариантах предпринимательства многих пугает вопрос «как это будет оформлено»,
декларации, налоговая инспекция и прочее.
Когда вы работали в кулинарии, вы были ИП?
-Да, это было трудоемко и дорого, особенно
после того как подняли взносы в пенсионный фонд. Нужна масса формальных
действий – заполнять декларации, ездить в налоговую, платить пошлины и так
далее. Все это отнимает время и силы. Даже после закрытия ИП все это
продолжилось – через год я получила требование сдать декларацию, которую давно
сдала. И заплатить штраф, понятное дело. В тот момент под студию мы уже создали
ООО. Режим для самозанятых по сравнению с этим – просто пляж. Вообще без
поездок в налоговую, с регистрацией за 10 минут и очень маленьким налогом,
который автоматически рассчитывается. При том, что можно официально работать с
юрлицами.
Получается, что вы сотрудничаете не только с
физическими лицами, но и с юридическими? Не возникает ли проблем или
непонимания при сотрудничестве с компаниями? Действительно ли возможно успешно
сотрудничать с юридическими лицами?
-Проблем нет. Некоторые юридические лица пока
не до конца понимают, кто такие cсамозанятые. Но, если им все объяснить, соглашаются
сотрудничать. Потому, что им это выгодно. Если мы работаем по
гражданско-правовому договору, к чистой стоимости моего гонорара добавляется
13% подоходного налога и больше 30%, которые юрлицо отчисляет в фонды. Если мы
оформляем все через самозанятость – 6% и все. Мне еще никто не отказывал.
Главное, быть готовым все объяснить и предоставить нужные документы. Нужен
типовой договор и справка о том, что вы – самозанятый.
Типовой договор юрлица с
самозанятым легко получить из гражданско-правового. Пункт о том, что
юридическое лицо выступает налоговым агентом и удерживает 13% от перечисляемого
бюджета нужно заменить. На другой пункт о том, что исполнитель находится на режиме
НПД и обязуется выдать чек после получения оплаты.
Как вы узнали о новой системе налогообложения
для самозанятых?
- От мужа, который прочитал в
новостях, в ноябре 2018 года. Система выглядела привлекательно, хотя у меня
были опасения – обычное недоверие к новым законам и действиям государства. Что
начнут придираться, что потом повысят ставку, и так далее. Но суть
происходящего в том, что сейчас государство не получает ничего с огромного
количества фрилансеров. Если сделать режим, который им выгоден, оно начнет
получать хоть что-то, и это уже выигрыш. Но тогда режим должен быть удобным. И
уж конечно, ни к кому не нужно придираться. Одного разгромного поста в
социальных сетях будет достаточно, чтобы люди перестали регистрироваться на
режиме самозанятых, и эксперимент провалился (как это уже было несколько лет
назад).
Какие преимущества новой системы
налогообложения вы можете отметить?
- Во-первых, регистрация быстрая и
удобная. К тому же, легко регистрировать операцию, нужно просто ввести сумму,
название услуги и дату в мобильном приложении. Приложение выдает электронный
чек – нормальный официальный фискальный чек.
Однажды я приняла предоплату и
сделала чек по проекту, который потом отменился. Оказалось, что в этом случае
чек можно аннулировать – тоже одной кнопкой. Один раз был сбой системы и не
получалось выдать чек через приложение. Я попробовала через веб кабинет с
компьютера - получилось. Сбой тоже устранили на следующий день и прислали об
этом уведомление.
Софья Быканова по поручению Московского
областного отделения Российского союза налогоплательщиков (МОО РСН,
https://www.facebook.com/rsnmo/ ), Союз
журналистов Подмосковья и ИКГ "Бизнес-Диалог Медиа"