27.09.2019 14897
Раньше, да и сейчас компании опасаются работать с ИП. А самозанятые - это вообще такой страшный зверь, к которому лучше не подходить. Ведь в обоих случая появляется множество вопросов, не зная ответы на которые, опасаясь штрафов налоговой, компании отказываются от работы с ИП и самозанятыми в пользу более дорогих услуг ООО. Давайте разберёмся, в какой моменты могут возникнуть проблемы при работе с самозанятыми и ИП. Начнём с того, что в этой статье пойдёт речь о самозанятых - плательщиках налога на профессиональный доход (НПД), именно с ними и работают компании и это может вызвать сложности. Если мы работаем с ИП, применяющим НПД, то на него распространяются правила работы с самозанятыми.
Эксперимент с НПД проходит только в 4 регионах. Можно ли привлекать самозанятых из других регионов?
При регистрации в качестве плательщика НПД самозанятый выбирает регион регистрации. Это должен быть регион ведения деятельности. Место постоянно или временного проживания самозанятого не имеет значения. Закон никак не ограничивает самозанятого в работе в разных регионах и при этом он остаётся плательщиком НПД, где бы ни находились его клиенты. Такая позиция подтверждается Письмом ФНС России от 21.02.2019 № СД-4-3/3012@. То есть если ваша Компания находятся в регионе, который не участвует в эксперименте (Москва, Московская область, Калужская область, Татарстан), то вы в любом случае можете привлекать самозанятых, зарегистрированных в этих регионах.
Есть ли какие-то особенности в преддоговорной работе с самозанятыми и ИП?
Обязанность компании проверять своих контрагентов распространяется на всех контрагентов, в том числе самозанятых и ИП. И если раньше статус самозанятого мог подтвердить только сам самозанятый, распечатав справку из приложения, то сейчас и ИП, и самозанятого можно проверить на сайте налоговой инспекции. Достаточно знать только ИНН. Имеет смысл периодически проверять, а не потерял ли человек статус ИП или самозанятого, чтобы потом не получить доначислений. Периодическая Проверка контрагентов вообще хорошая привычка для бухгалтера.
Как заключить договор с самозанятыми и ИП?
Прежде всего, это должен быть договор по правилам Гражданского права, а не Трудового. Это касается и ИП, и самозанятых. Такой договор не должен содержать и намека на трудовые отношения. К трудовым отношениям, например относится соблюдение трудового распорядка. Указание на заработную плату также может быть основание для признания договора трудовым. Если ваша компания часто привлекает самозанятых и ИП на аутсорсинг, имеет смысл составить хороший базовый договор, чтобы быть уверенным, что даже в случае если налоговая доначислит какие-либо платежи, в суде Вы сможете защитить свои права.
При составлении договора с самозанятым и ИП стоит выделить отдельный пункт, в котором указать на соответствующий статус, а также на то, что самозанятый или ИП уплачивает налоги и взносы самостоятельно. Полезно также включить положение о том, что контрагент обязан уведомить о прекращении применения НПД или регистрации ИП, и возмещении убытков при неуведомлении.
Стоит отметить, что если договор подлежит немедленному исполнению, то может быть вообще устным или же условия могут быть согласованы в электронной почте или мессенджерах
Какие документы являются закрывающими по договору или отдельным работам/услугам?
Основной документ, который выдаёт самозанятый и ИП на НПД - это чек, который он создаёт в мобильном приложении и высылает клиенту (физическому или юридическому лицу), например, на электронную почт. Любые Акты выполненных работ будут только дополнительными документами, для внутреннего пользования. Именно чек является подтверждением расходов компании, которые можно принять к вычету.
Что касается работы с ИП на других налоговых режимах, то здесь все оформляется в том же порядке, что и с юридическими лицами.
Какие налоги платить за самозанятого и ИП?
Вопреки распространенному мнению, если компания заключает договор с ИП или самозанятым, то она не уплачивает за них ни НДФЛ или иные налоги, ни страховые взносы. Обе эти категории оплачивают все налоги и взносы за себя в этом главное отличие от договора с физическим лицами, которые никак не зарегистрированы и выполняют работы по ГПХ. Если вдруг ИП или самозанятый не оплатит свои обязательные платежи, то ответственность будет нести только он.
Можно ли уволить сотрудника и заключить договор как с самозанятыми или ИП?
Если уволить человека и заключить с ним договор ГПХ как с самозанятым, то в течение 2 лет после его увольнения придётся платить за него НДФЛ и страховые взносы - таков закон. Это сделано специально, чтобы избежать повального перевода сотрудников в статус самозанятых и сокращения трудовых гарантий.
Когда речь идёт об ИП, здесь никаких ограничений нет. Это позволит сократить расходы на выплаты страховых взносов и налогов. Однако, важно помнить, что налоговая и трудовая инспекция очень часто квалифицируют такие договоры с ИП как трудовые и доначисляют налоги и взносы. Причём Суды встают на сторону налоговиков. Грамотно составленный трудовой договор позволит избежать доначислений или выиграть суд. Хотя, конечно, принимая «на работу» ИП стоит помнить, что это не ваш сотрудник, а это значит, что Вы не сможете, например, заставить его соблюдать правила трудового распорядка. Зато и оплачиваемого отпуска у него нет.
А может человек работать по трудовому договору и быть самозанятыми, работая с другими компаниями?
Законом такой вариант не запрещён. Однако, если ваш работник стал самозанятыми, стоит поинтересоваться, не работает ли он с конкурентами, не уводит ли ваших клиентов. Конечно, здесь вопрос уже не в самозанятости, а в порядочности работника и правильно составленных кадровых документах, в том числе трудовом договоре.
Статью подготовила Берлизова Ирина, Юрист, исполнительный директор ООО «Берлизов. Групп» специально для Russian Bussines Guide
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"
Раньше, да и сейчас компании опасаются работать с ИП. А самозанятые - это вообще такой страшный зверь, к которому лучше не подходить. Ведь в обоих случая появляется множество вопросов, не зная ответы на которые, опасаясь штрафов налоговой, компании отказываются от работы с ИП и самозанятыми в пользу более дорогих услуг ООО. Давайте разберёмся, в какой моменты могут возникнуть проблемы при работе с самозанятыми и ИП. Начнём с того, что в этой статье пойдёт речь о самозанятых - плательщиках налога на профессиональный доход (НПД), именно с ними и работают компании и это может вызвать сложности. Если мы работаем с ИП, применяющим НПД, то на него распространяются правила работы с самозанятыми.
https://www.pharmcontrol.ru/news_main.php?id=2248