Как ООО привлечь самозанятого и ИП для выполнения работ


image

27.09.2019 13405

Раньше, да и сейчас компании опасаются работать с ИП. А самозанятые - это вообще такой страшный зверь, к которому лучше не подходить. Ведь в обоих случая появляется множество вопросов, не зная ответы на которые, опасаясь штрафов налоговой, компании отказываются от работы с ИП и самозанятыми в пользу более дорогих услуг ООО. Давайте разберёмся, в какой моменты могут возникнуть проблемы при работе с самозанятыми и ИП. Начнём с того, что в этой статье пойдёт речь о самозанятых - плательщиках налога на профессиональный доход (НПД), именно с ними и работают компании и это может вызвать сложности. Если мы работаем с ИП, применяющим НПД, то на него распространяются правила работы с самозанятыми.

Эксперимент с НПД проходит только в 4 регионах. Можно ли привлекать самозанятых из других регионов?

При регистрации в качестве плательщика НПД самозанятый выбирает регион регистрации. Это должен быть регион ведения деятельности. Место постоянно или временного проживания самозанятого не имеет значения. Закон никак не ограничивает самозанятого в работе в разных регионах и при этом он остаётся плательщиком НПД, где бы ни находились его клиенты. Такая позиция подтверждается Письмом ФНС России от 21.02.2019 № СД-4-3/3012@. То есть если ваша Компания находятся в регионе, который не участвует в эксперименте (Москва, Московская область, Калужская область, Татарстан), то вы в любом случае можете привлекать самозанятых, зарегистрированных в этих регионах.

Есть ли какие-то особенности в преддоговорной работе с самозанятыми и ИП?

Обязанность компании проверять своих контрагентов распространяется на всех контрагентов, в том числе самозанятых и ИП. И если раньше статус самозанятого мог подтвердить только сам самозанятый, распечатав справку из приложения, то сейчас и ИП, и самозанятого можно проверить на сайте налоговой инспекции. Достаточно знать только ИНН. Имеет смысл периодически проверять, а не потерял ли человек статус ИП или самозанятого, чтобы потом не получить доначислений. Периодическая Проверка контрагентов вообще хорошая привычка для бухгалтера.

Как заключить договор с самозанятыми и ИП?

Прежде всего, это должен быть договор по правилам Гражданского права, а не Трудового. Это касается и ИП, и самозанятых. Такой договор не должен содержать и намека на трудовые отношения. К трудовым отношениям, например относится соблюдение трудового распорядка. Указание на заработную плату также может быть основание для признания договора трудовым. Если ваша компания часто привлекает самозанятых и ИП на аутсорсинг, имеет смысл составить хороший базовый договор, чтобы быть уверенным, что даже в случае если налоговая доначислит какие-либо платежи, в суде Вы сможете защитить свои права.

При составлении договора с самозанятым и ИП стоит выделить отдельный пункт, в котором указать на соответствующий статус, а также на то, что самозанятый или ИП уплачивает налоги и взносы самостоятельно. Полезно также включить положение о том, что контрагент обязан уведомить о прекращении применения НПД или регистрации ИП, и возмещении убытков при неуведомлении.

Стоит отметить, что если договор подлежит немедленному исполнению, то может быть вообще устным или же условия могут быть согласованы в электронной почте или мессенджерах

Какие документы являются закрывающими по договору или отдельным работам/услугам?

Основной документ, который выдаёт самозанятый и ИП на НПД - это чек, который он создаёт в мобильном приложении и высылает клиенту (физическому или юридическому лицу), например, на электронную почт. Любые Акты выполненных работ будут только дополнительными документами, для внутреннего пользования. Именно чек является подтверждением расходов компании, которые можно принять к вычету.

Что касается работы с ИП на других налоговых режимах, то здесь все оформляется в том же порядке, что и с юридическими лицами.

Какие налоги платить за самозанятого и ИП?

Вопреки распространенному мнению, если компания заключает договор с ИП или самозанятым, то она не уплачивает за них ни НДФЛ или иные налоги, ни страховые взносы. Обе эти категории оплачивают все налоги и взносы за себя в этом главное отличие от договора с физическим лицами, которые никак не зарегистрированы и выполняют работы по ГПХ. Если вдруг ИП или самозанятый не оплатит свои обязательные платежи, то ответственность будет нести только он.

Можно ли уволить сотрудника и заключить договор как с самозанятыми или ИП?

Если уволить человека и заключить с ним договор ГПХ как с самозанятым, то в течение 2 лет после его увольнения придётся платить за него НДФЛ и страховые взносы - таков закон. Это сделано специально, чтобы избежать повального перевода сотрудников в статус самозанятых и сокращения трудовых гарантий.

Когда речь идёт об ИП, здесь никаких ограничений нет. Это позволит сократить расходы на выплаты страховых взносов и налогов. Однако, важно помнить, что налоговая и трудовая инспекция очень часто квалифицируют такие договоры с ИП как трудовые и доначисляют налоги и взносы. Причём Суды встают на сторону налоговиков. Грамотно составленный трудовой договор позволит избежать доначислений или выиграть суд. Хотя, конечно, принимая «на работу» ИП стоит помнить, что это не ваш сотрудник, а это значит, что Вы не сможете, например, заставить его соблюдать правила трудового распорядка. Зато и оплачиваемого отпуска у него нет.

А может человек работать по трудовому договору и быть самозанятыми, работая с другими компаниями?

Законом такой вариант не запрещён. Однако, если ваш работник стал самозанятыми, стоит поинтересоваться, не работает ли он с конкурентами, не уводит ли ваших клиентов. Конечно, здесь вопрос уже не в самозанятости, а в порядочности работника и правильно составленных кадровых документах, в том числе трудовом договоре.

Статью подготовила Берлизова Ирина, Юрист, исполнительный директор ООО «Берлизов. Групп» специально для Russian Bussines Guide

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации