Светлана Домнина: «Современная логистика построена на it-решениях»


image

17.10.2019 10197

Впервые слово «логистика» употребил в своих трактатах византийский император Лев VI (865 – 912). При дворе императора были «логистики», в обязанности которых входило распределение продуктов питания.

Для жителей постсоветского пространства термин «логистика» пусть уже в целом и понятен, но ещё не стал полностью «родным», ведь все десятилетия плановой экономики в СССР специалисты по логистике назывались «народным» словом «снабженцы». «Снабженец» находился «при ресурсах» в условиях тотального дефицита, быть таковым считалось престижно, выгодно, но небезопасно, так как за их деятельностью бдительно следили сотрудники ОБХСС. Словцо приобрело в народе негативный оттенок жуликоватости. Яркий пример таких «снабженцев» выведен в кинокомедии Гайдая «Опасно для жизни!». У слова «логистика» в нашем языке никакого негативного оттенка нет, но существует оно пока в основном в офисно-деловом, а не в обиходном лексиконе. Можно даже подумать, что слово – новомодное. Однако ему уже больше тысячи лет! Впервые оно появилось в интендантской службе войск и происходит от греч. Λογιστική – «счётное искусство».

Развитые логистические методы можно обнаружить в культурах разных эпох. Например, испанский экономист XVI века Хуан де Ондегардо в 1572 году сообщал, что в Империи инков чиновниками-кипукамайоками вёлся учёт по необходимым поставкам для двора, причём учитывались место отправки, вид и количество продукции, срок доставки и расстояние.

В русский язык термин «логистика» ввёл вначале XIX века французский военный специалист Антуан Жомини, и продержался он в обиходе до революции, заменившей «буржуазных» логистиков «демократичными» снабженцами.

Рынок логистических услуг действует сейчас в большинстве стран мира, и Россия – не исключение. Об особенностях его развития в нашей стране мы побеседовали со Светланой Домниной, генеральным директором компании «Севертранс», председателем Совета Гильдии логистических операторов.

– Светлана Викторовна, как, на ваш взгляд, себя чувствует российский рынок логистических услуг?

– По-разному: всё зависит от вида деятельности. Но в целом он испытывает серьёзные трудности, связанные с проблемами в российской экономике.

– Какие основные факторы влияют на эффективность логистики в России?

– Эффективность логистики связана с характеристиками спроса и предложения. От того, насколько они соответствуют друг другу, зависит эффективность использования ресурсов логистической отрасли и удовлетворённость грузовладельцев качеством логистических услуг. К сожалению, такого баланса нет, и по эффективности логистики мы серьёзно отстаём от лидеров в этой области.
Важным фактором является высокая налоговая нагрузка, которая не позволяет своевременно обновлять транспортные средства, внедрять современные технологии.
Среди тормозящих факторов можно отметить также неважное состояние инфраструктуры и низкую компетентность персонала.

– Какие ключевые тенденции в логистике удалось выявить за последние пять лет? Чем они объясняются?

– Из негативных приходится отметить разорение компаний и уход с рынка, старение парка транспортных средств, рост издержек при снижении ставок.

Происходит укрупнение транспортных компаний и уход с рынка малых предприятий.
Из позитивных тенденций: применение современных информационных технологий по передаче данных, способствующее получению компаниями оперативной информации.

– На рынок логистических услуг России в последнее время всё чаще заходят иностранные компании. Как вы оцениваете конкуренцию на российском рынке транспортно-логистических услуг? Насколько высоки здесь входные барьеры?

– Безусловно, иностранные логистические компании оказывают влияние на работу рынка и влияют на конкуренцию, заставляя всех участников повышать свой уровень. Что касается входных барьеров, то они очень различны на разных направлениях деятельности. Например, для того чтобы начать оказывать транспортно-экспедиторские услуги или осуществлять внутренние перевозки грузов автомобильным транспортом, препятствий практически нет. А вот для выполнения международных автомобильных перевозок требуется получение допуска к такой деятельности, для чего нужно отвечать определённым финансовым и репутационным требованиям. Оказание услуг в таможенной сфере также требует от компании соответствия чётким требованиям.

– Наш век ассоциируется с цифровизацией и инновационными технологиями. Как автоматизированные IT-решения изменяют принципы работы логистических операторов?

– IT-решения уже широко внедрены в нашу сферу, современная логистика построена на них, и без этого её невозможно представить. Часть подобных решений «спускается сверху», когда государство заставляет участников рынка работать в новых условиях. Например, внедрение электронного декларирования, предварительного информирования, электронной маркировки товаров заставляет участников рынка меняться, вооружаясь новыми технологиями.

С другой стороны, мы наблюдаем ужесточение требований грузовладельцев при получении оперативной информации о местонахождении груза. Это направление очень перспективное, задачи актуальные. Гильдия логистических операторов в 2015 году создала секцию по цифровой логистике, где обсуждаются данные проблемы.

– Существует мнение, что в следующие несколько лет рынок логистики будет расслаиваться на сегмент «стандартных» перевозок с низкой маржинальностью и большой конкуренцией и сегмент экспертной контрактной логистики с крупными логистическими бюджетами. Согласны ли вы с этим мнением? Ожидает ли рынок логистики расслоение?

– Расслоение уже существует, и этот сегмент успешно осваивают наши зарубежные партнёры, оставляя российским компаниям выполнять «чёрную работу» при повышенном риске. А ведь у нас достаточно своих подготовленных специалистов, которые могут эти задачи решать! Так что за этот сегмент надо бороться. Опыт участия в тендерах и реализации крупных проектов у наших компаний есть, но, к сожалению, об этом мало знают. Для продвижения на рынок московских компаний Гильдия логистических операторов приняла участие в отраслевой международной выставке в Мюнхене в этом году. Планируем также участие в международной выставке в Шанхае в 2020-м.

– Много критики обрушилось в первое время на систему «Платон». За время работы «Платона» можно ли сказать, что внедрение системы заметно повлияло на работу логистических компании? На ваш взгляд, не преувеличивали ли игроки рынка негативные последствия её появления?

– Система «Платон» изменила работу на рынке. Однако ею ещё не охвачена значительная его часть, не все перевозчики зарегистрированы. Затраты у легитимных перевозчиков увеличились, что отражается на цене товара.

В то же время система «Платон» позволяет получать информацию о характеристиках грузопотоков, что логично использовать при создании современной инфраструктуры. Грамотное использование подобной информации может принести большую пользу логистическим компаниям.

Подготовила Елена Александрова

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации