10.01.2020 10803
Модернизация и реконструкция объектов и инфраструктуры теплоэнергетики представляет собой одну из наиболее острых тем в сфере ЖКХ России. Сильная изношенность теплового хозяйства городов и необходимость огромных вложений в её обновление вызывают головную боль как у градоначальников, так и у руководителей ресурсоснабжающих организаций. Тем не менее, сильная команда в руководстве РСО, грамотное решение тактических и стратегических вопросов, а также поддержка со стороны местных и региональных властей способны сдвинуть дело с мёртвой точки и даже позволяют добиться заметных положительных результатов. Именно так обстоит дело в компании «Дмитровтеплосервис», отвечающей за обеспечение Дмитровского городского округа отоплением и горячей водой. В этом году организация отметила 50-летний юбилей. О том, с какими достижениями она встречает новый год своей жизни, какие трудности стоят на пути приведения теплового хозяйства в современный вид и как их удаётся решать, разговариваем с руководством компании − генеральным директором Юрием Васильевичем Кириченко и его командой.
− Юрий Васильевич, что на сегодняшний день входит в зону ответственности компании? Какие функции она выполняет?
− «Дмитровтеплосервис» с момента создания и практически всё время своего существования занимается поставкой тепла и горячего водоснабжения жителям города и района. В отдельные периоды организация также оказывала услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, а потом снова возвращалась к поставкам отопления и ГВС. Это наша основная функция и сейчас. На сегодняшний день у нас на балансе находятся 64 котельные, это 95% всех теплогенерирующих объектов Дмитровского округа. Мы являемся единой теплоснабжающей организацией с регулируемой деятельностью, при этом всё эксплуатируемое нами теплоэнергетическое имущество находится в муниципальной собственности.
Недавно на нас снова возложили дополнительные функции по эксплуатации сетей и объектов водоснабжения и водоотведения, так как предыдущая эксплуатирующая организация от них отказалась. Это более 400 объектов, около 40 км сетей, которые строились 50 лет назад, и более 600 человек персонала (они пришли из прежней организации) по всему городскому округу. Мы участвовали и одержали победу в конкурсе на заключение муниципального договора наряду с некоторыми другими организациями, но «Дмитровтеплосервис» является единственной компанией, способной осилить эту работу.
Вообще мы в округе – одна из крупнейших компаний, а в сфере ЖКХ − крупнейшая, и так получается, что нам приходится решать многие проблемы, которые нашими не являются, в том числе застарелые, которые невозможно было ликвидировать на протяжении десятилетий.
Сейчас весь коллектив «Дмитровтеплосервиса» составляет 1600 человек.
− 1600 человек персонала – это приличный штат. Как обстоят дела с кадрами? Теплоэнергетика и ЖКХ – довольно узкие области, специалистов для них, наверное, не так много?
Отвечает Денис Владимирович Киркунов, заместитель генерального директора:
− Инженерный состав производственнотехнического управления – это больная тема для нас. После окончания профильных вузов молодые перспективные специалисты уезжают в Москву, и мы не можем предложить им конкурентную зарплату, потому что у нас предприятие с регулируемой деятельностью и ставки нормированы. Что остается делать? Как вариант − пытаться проводить более гибкую социальную политику. Например, мы изыскиваем возможности, чтобы предоставить сотрудникам служебное жилье и внедрить на предприятии иные инструменты стимулирования, кроме денежной составляющей. Вероятно, нам удастся привлечь необходимые кадры из регионов, а может, и из других стран. Но этот вариант крайний, поскольку для нас важно обеспечить работой дмитровчан и жителей Подмосковья.
Сейчас наши профильные службы заняты разработкой программы преодоления кадрового голода. Так как мы не можем привлекать сторонние организации, всё делаем внутренними силами, в частности, большую работу ведут сотрудники недавно обновлённой службы управления персоналом. Мы проводим глубокий экономический анализ по всем срезам сотрудников, плюс используем уже накопленный в подборе кадров опыт, делаем графики, анализируем, смотрим. Сейчас одними из первых мы начали внедрять профстандарты. Думаем, что к концу года у нас уже будет готовая программа по поиску и отбору кадров. Это тем более важно, что данную проблему мы начнём остро ощущать уже через 3-5 лет.
− Каковы наиболее острые проблемы, с которыми вам приходится иметь дело сейчас?
− Одна из значимых трудностей для любой организации вроде нашей − дебиторская задолженность. Это создаёт помехи в работе предприятия, потому что этот долг – часть той суммы, которую мы должны платить за внешние ресурсы, – газ, электричество и сырую воду, а также могли бы использовать для модернизации тепловых сетей и котельных.
При этом нужно учитывать, что у нас, в отличие от ряда других муниципалитетов, для населения принята система оплаты отопления под названием «1/12». Это значит, что платежи за ресурс, который мы поставляем жителям, разбиты равномерно на 12 месяцев года. Это гуманная мера, потому что при таком способе оплаты траты на «коммуналку» меньше бьют по карману потребителей. Но «Межрегионгазу» за газ мы платим на десятые сутки после окончания отопительного сезона! То есть население почти половину платежей за отопление ещё не внесло, а значит, мы не получаем деньги в том объёме, в котором можем рассчитаться за газ. Этот разрыв идет постоянно, и эту проблему на законодательном уровне пока решить не удаётся. Нам очень повезло в том, что у нас налажены хорошие рабочие отношения с администрацией Дмитровского городского округа, и глава помогает нам в отношениях с «Межрегионгазом».
− Проблему недоплаты некоторые ресурсоснабжающие организации пытаются решать через прямые договоры с жителями. Вы не рассматриваете такую возможность?
− Переход на прямые договоры означает, что нам придётся обзаводиться абонентской службой. Это дополнительные расходы на увеличение штата и на специализированное программное обеспечение.
− А в каком состоянии находится вверенное вам тепловое хозяйство?
− Это типовой наболевший вопрос. Хозяйство требует основательной реконструкции и модернизации ввиду сильной обветшалости тепловых сетей и износа оборудования котельных. Муниципалитет ограничен в средствах, у него нет возможности привести всё это в порядок. Мы постепенно выправляем ситуацию. Что очень хорошо − министерство и руководство города нас слышат, когда появляются крупные проблемы. Например, они помогают нам справиться с «Межрегионгазом», потому что мы с этой гигантской медлительной машиной в разных весовых категориях, а некоторые проблемы требуют незамедлительного решения.
Среди других проблем я бы выделил налаживание контакта с жителями. Они задают нам очень много вопросов, в том числе в городских пабликах и на «Доброделе», и 90% этих вопросов, как оказывается, заданы не по адресу. Люди думают: «Раз тут теплосеть и теплоснабжение, значит, если холодно, звонить нужно тоже сюда», хотя к нам эти проблемы могут и не иметь отношения. Как известно, единая система теплоснабжения состоит из трёх элементов, это:
– система теплопотребления зданий, её задача − компенсация тепловых потерь через наружные ограждения зданий;
– тепловые сети, передача высокопотенциального теплоносителя от источника тепла потребителю;
– источник тепла (котельная), рациональное сжигание топлива для получения расчётных параметров теплоносителя.
Только при качественной эксплуатации перечисленных выше элементов системы теплоснабжения, как единого организма, можно гарантировать эффективность и устойчивость её работы, а значит тепло и наличие горячей воды в жилых домах, детских садах, больницах и прочих потребителях. Мы уполномочены решать порученные нам задачи эксплуатации системы теплоснабжения на двух последних элементах − это тепловые сети и источник. Но зачастую в итоге масса наших специалистов занимается решением проблем на системах теплопотребления (тепловых пунктах) абонентов, теряет на это время, а на самом деле выясняется факт низкой готовности абонентов к потреблению тепловой энергии, образно говоря − слесарь управляющей компании просто забыл открыть в подъезде кран.
− А если вопрос все-таки «ваш»?
− Внутри сети у нас чётко работает диспетчерская служба. В течение суток в прошлый отопительный сезон мы оперативно ликвидировали несколько аварий. Наша аварийная служба сработала очень грамотно, хорошо и чётко, показала хороший темп работы.
− Какие задачи вы ставите на ближайшее время? Что требует первоочередного вмешательства?
Отвечает Александр Леонидович Пархоменко, советник генерального директора:
− Первоочередной задачей для успешного внедрения мероприятий по энергосбережению планируем наладить учёт энергоресурсов. В настоящее время у нас на системах теплоснабжения нет приборов для учёта расхода передаваемой потребителям тепловой энергии. Но они появятся.
На повестке дня одним из первых пунктов стоит обновление парка транспорта. Нам досталась очень старая техника, которая может подвести в любой момент. И, конечно, её нужно заменить на новую, тем более, что сейчас появились очень интересные образцы спецтехники под наши нужды.
Нужно привести в относительный порядок потрёпанное тепловое хозяйство. У нас на территории нет даже асфальтировки, этим просто никто не занимался. Многие объекты всю жизнь простояли без капремонта и сейчас находятся в довольно обветшалом состоянии. По котельным в этом году мы отремонтировали 4,5 тыс. кв. м кровли. Чтобы понять, что творится, приведу такую цифру: на кровлях объектов водоснабжения и водоотведения – 100% протечка. То есть все крыши текут. А это угроза коротких замыканий, быстрого выхода из строя оборудования ввиду высокой влажности, коррозии и грибка.
− Пытаетесь ли выстроить партнёрские отношения с профильными вузами, ссузами, чтобы привлекать молодёжь оттуда?
− Да, предпринимаем такие шаги. Контактируем с образовательными учреждениями вокруг Дмитрова, обсуждаем, возможно ли организовать обучение по нужным нам специальностям. Есть три вуза, которым это интересно. Толк будет, если удастся реализовать эту идею по образу того, что было в СССР, – учёба и диплом по целевому направлению, затем отработка по распределению. Отработал, сколько должен, – можешь делать, что хочешь. Не отработал − плати.
− Вы возглавили компанию относительно недавно. Чего удалось добиться за прошедшее время, что было самое трудное?
− Пожалуй, одной из больших заслуг нашей команды является тот факт, что мы взяли под контроль ситуацию с финансами. У нас на данный момент отсутствует просроченная задолженность за газ и электроэнергию, а это очень хороший показатель. Мы навели порядок в сфере закупочной деятельности, урегулировали отношения с поставщиками. Провели проверку всей документации, в том числе требуемой экологическим законодательством. Подготовка к проверке надзорными органами одной котельной (а это необходимое для деятельности котельной мероприятие) стоит 600-800 тысяч рублей. А у нас котельных 64, как я уже сказал, средств на все одновременно не хватит. И мы делаем документы комплектами, придерживаемся программы, по которой закрываем все эти вопросы постепенно.
− А что с инвестициями в модернизацию?
− Это ещё один вопрос, который мы решаем довольно успешно, несмотря на неблагоприятную обстановку. МинЖКХ и комитет по ценам и тарифам позволяют нам получать лишь 40-50% от желаемого. При этом суммарный взнос на оплату коммунальных услуг и ресурсов не должен превышать 6% от общей суммы. У нас тариф увеличился на 300 рублей, а стоимость газа – на 15%.
Здесь только экономия может помочь, и такие технологии вроде бы нормально работают в Европе. Там работает почасовое регулирование температуры, ночью её можно понижать, так как все спят. Но у нас котельным по 60 лет, оборудование выработало свой ресурс, котельные и тепловые сети не приспособлены, как, впрочем, и потребители тепла, к такому режиму работы, да и переоборудование выйдет очень дорого. И получается, что на ряде котельных у нас котлы новые, а сети старые, но в основном и котельные, и тепловые сети требуют технического перевооружения и капитального ремонта. В сложившейся ситуации котельные не имеют возможности выйти на расчётные тепловые мощности, а тепловые сети на гидравлически устойчивый режим работы. Выходит, что экономия на ресурсах возможна только с учётом серьёзных вложений в модернизацию оборудования.
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"
Модернизация и реконструкция объектов и инфраструктуры теплоэнергетики представляет собой одну из наиболее острых тем в сфере ЖКХ России. Сильная изношенность теплового хозяйства городов и необходимость огромных вложений в её обновление вызывают головную боль как у градоначальников, так и у руководителей ресурсоснабжающих организаций. Тем не менее, сильная команда в руководстве РСО, грамотное решение тактических и стратегических вопросов, а также поддержка со стороны местных и региональных властей способны сдвинуть дело с мёртвой точки и даже позволяют добиться заметных положительных результатов. Именно так обстоит дело в компании «Дмитровтеплосервис», отвечающей за обеспечение Дмитровского городского округа отоплением и горячей водой. В этом году организация отметила 50-летний юбилей. О том, с какими достижениями она встречает новый год своей жизни, какие трудности стоят на пути приведения теплового хозяйства в современный вид и как их удаётся решать, разговариваем с руководством компании − генеральным директором Юрием Васильевичем Кириченко и его командой.
https://www.pharmcontrol.ru/news_main.php?id=4803