Кузбасская ТПП: время новых решений


image

17.03.2020 1110

В состав Кузбасской ТПП входит более одной тысячи предприятий и отраслевых объединений. В бизнес-сообществе за долгие годы сформировалось чёткое понимание необходимости системного продвижения бизнес-интересов и бизнес-ценностей. К такому убеждению предприниматели приходят не сразу, и только те, кто сам привык работать и анализировать перспективы, выявлять сдерживающие факторы и предлагать конструктивные решения. О главных задачах на ближайший год и об участии в проектах рассказала председатель совета Кузбасской торгово-промышленной палаты, депутат Госдумы – Татьяна Алексеева.

– Кузбасская торгово-промышленная палата на регулярной основе проводит встречи с предпринимателями, конференции и заседания. Насколько активны предприниматели региона? Готовы ли они к диалогу?

– Если бы была шкала общественной активности бизнеса, то кузбасские предприниматели, уверена, заняли бы в ней верхние строчки. Кузбасская ТПП исходит из того, что предпринимателю важно ощущать, что он не один в своих вопросах и его деятельность имеет общественное значение.

Представители кузбасского бизнеса не просто откликаются на участие в наших мероприятиях или проектах, а сами инициируют многие из них. Из последних – это проведение региональной конференции «Производители и ритейл», организация закупочных сессий торговыми сетями местной продукции, принятие областного закона об инвестиционном налоговом вычете (Кемеровская область в числе 15-ти регионов, где закон принят), инициирование вопросов по урегулированию нестационарной торговли и т. д.

Наши предприниматели также активны в благотворительности. Мы получили благодарность от Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Кузбасса (председатель – Анна Цивилева). В 2019 году средства в размере 1,3 млн рублей были направлены на поездку группы спортсменов-колясочников на сборы в Крым, приобретение для детей с ДЦП спортивного инвентаря, обеспечение многодетных семей области углём и новогодние подарки для детских домов области.

– Расскажите, пожалуйста, о главных задачах, которые предстоит решать в 2020 году? На чём, прежде всего, стоит сделать акцент, и чему в большей степени вы уделите внимание?

– 2020 год – это для системы ТПП, прежде всего, предсъездовский год. В следующем году состоится VIII Съезд ТПП РФ, который подведёт итоги пятилетней деятельности всех звеньев объединения. Считаю, ТПП РФ в партнёрстве с федеральной властью сделан серьёзный задел по повышению эффективности защиты и продвижению интересов бизнеса.

К счастью, сейчас можно привести много событий, которые нацелены на создание оптимальных условий для частной инициативы и расширение сектора МСП: нацпроекты, «регуляторная гильотина», реформирование контрольно-надзорной деятельности, запуск электронной платформы для обращений предпринимателей, эксперимент по самозанятым, правовое выделение социального предпринимательства, проект по выделению семейного бизнеса и др.

Поддерживаю президента ТПП РФ Сергея Катырина, который отметил, что в связи со сменой правительства появились надежды на разработку новой парадигмы нацпроектов и расширение количества участников в их реализации. В ряде из них бизнес выступает и как субъект действия, и как объект государственной поддержки. Система ТПП заинтересована в соучастии в реализации нацпроектов.

Поэтому главная задача для Кузбасской ТПП в этом году – соучастие на региональном уровне в реализации национальных проектов (есть намеченные планы с правительством Кузбасса) и интеграция в систему региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства.

– В декабре прошлого года Кузбасская ТПП провела региональный форум семейного предпринимательства. На ваш взгляд, для чего нужно поддерживать этот сегмент в отечественном бизнесе?

– Кузбасс стал одним их первых регионов, который вслед за ТПП РФ учредил свой ежегодный форум по семейному предпринимательству.

Первый форум «Успешная семья – процветающий Кузбасс!» мы провели в декабре прошлого года при поддержке правительства Кузбасса. Более 200 представителей семейных предприятий и бизнес-династий стали его участниками.

Как показывает опыт развитых стран, в которых на долю семейных предприятий приходится от 50 до 90%, это наиболее устойчивый сегмент экономики. В рамках этого тренда необходимо понять и проанализировать условия и возможные сценарии развития семейного бизнеса в разрезе региона. Именно такую задачу мы и ставили, готовя свой первый форум.

У нас состоялся глубокий анализ и обмен мнениями, чем помочь семейному бизнесу, что сдерживает этот сегмент, какая ему нужна инфраструктурная и общественная поддержка, в какие сферы лучше идти вновь организованному бизнесу. Спикерами стали: Оксана Пушкина, депутат Госдумы; Елена Дыбова, вице-президент ТПП РФ; Пабло Гастон, почётный консул Королевства Испания по СФО; Наталья Сидукова, почётный консул Австрии в г. Новосибирск; представители правительства Кузбасса и Законодательного собрания области.

В этом же ряду инициатива губернатора Кузбасса Сергея Цивилева о финансовой поддержке семейных предприятий в виде субсидий до 150 тыс. рублей для вновь организованных и в форме грантов до 300 тыс. рублей для действующих предприятий. Кузбасская ТПП готова взять на себя функцию по информационному сопровождению семейных предприятий региона, сейчас продумывается идея о создании на нашей базе ресурсного центра по этому направлению.

– В вашем регионе традиционный характер приобрёл конкурс «Бренд Кузбасса». С какой целью он проводится, что даёт бизнесу?

– Радует, что наш конкурс, который в 2020 году отмечает своё 20-летие, приобрёл статус ключевого события в деловой жизни Кузбасса. В ходе его проведения оценивается эффективность продвижения, способы индивидуализации продукции или услуги, ориентация на запросы потребителей, в конечном итоге – потенциал кузбасского бренда.

А ведь задуман конкурс был в то время, когда мало кто верил в местные бренды. Но мы понимали, что это один из важных рыночных инструментов роста производства, развития конкуренции и ответственности бизнеса за качество продукции. Нас поддержала тогда администрация области, и вот уже два десятилетия мы проводим его совместно.

Символика конкурса, которая может использоваться победителями и лауреатами, давно уже стала знаком общественного признания высокого качества товаров и услуг.

За всё время в конкурсе «Бренд Кузбасса» приняли участие почти 3 тыс. крупных компаний, предприятий МСП, которые смогли укрепить свои позиции. Многим конкурс помог выйти на межрегиональные и международные рынки.

– Как известно, проект ТПП РФ «БИЗНЕС-БАРОМЕТР КОРРУПЦИИ» реализуется с 2016 года и предполагает проведение опроса предпринимателей с целью оценки антикоррупционной политики в России. Недавно были подведены итоги 7-го этапа. Расскажите подробнее об участии в проекте кузбасских предпринимателей. Насколько результаты по Кемеровской области отличаются от общероссийских показателей?

– Достоинство проекта в том, что итоги подводятся как в целом, так и в разрезе регионов. Последнее позволяет учитывать настроения бизнеса на местах. В 7 этапе проекта, с 16 октября по 22 ноября 2019 года, участвовали 792 кузбасских предпринимателя.

Результаты исследования по Кузбассу немного отличаются от общероссийских показателей. Например, по итогам последнего опроса у нас 44,4% респондентов ответили, что никогда не сталкивались с коррупцией, аналогичный российский показатель – 29,8%. Или же – неофициальные платежи и подарки вынужденно сделали 23,4% наших бизнесменов и почти 29% по стране. Даже эти примеры говорят, что коррупционный фон в нашем регионе не столь агрессивен.

Но вызывает беспокойство тройка наиболее коррумпированных сфер: получение разрешений, справок, лицензий; контроль (надзор) за предпринимательской деятельностью; природоохранные требования. Риск по ним у нас оказался выше, чем по России. И ещё почти 19% указали на коррупцию в получении государственных мер поддержки (по России – 14%). Итоги очередного этапа проекта переданы нами в органы государственной власти для анализа.

На этом фоне мы стали развивать в палате направление по внедрению антикоррупционного комплаенса. Здесь вполне оптимистичные настроения: более половины респондентов за внедрение таких инструментов.

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации