Логопед рассказала о речевых нарушениях у детей: когда бить тревогу и как помочь


image

02.09.2024 611

Этот инструмент позволяет выражать мысли и эмоции, общаться с другими людьми. От того, как ребёнок осваивает и владеет речевыми умениями, во многом зависят его интеллектуальное развитие, школьная успеваемость и самооценка. К чему может привести невнимание к проблеме? Почему у детей бывают речевые нарушения? Когда родителям бить тревогу? Об этом рассказала учитель-логопед краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Виктория Динер.

Запустить механизм

С каким вопросом чаще всего обращаются родители к логопедам? По опыту специалистов краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, это запуск речи ребёнка. Мамы и папы переживают, когда их малыши не начинают говорить одновременно со сверстниками. Часто детей сравнивают со старшими братьями и сёстрами.

«От мам, которые приходят на приём мы нередко слышим: “Младший ребёнок молчит. А старший в это время уже рассказывал стихи. Что не так?”. Мы начинаем работать с ребёнком, выяснять причину, – рассказывает Виктория Динер. – На самом деле, сейчас есть тенденция, что дети долго молчат. У них нет потребности коммуницировать, заинтересованности в контакте, в том числе – зрительном, поскольку дома их понимают и без этого: мама знает, какую еду любит малыш, во что ему нравится одеваться. Зачем разговаривать?

Иногда в таких случаях проблема решается, когда ребёнок начинает ходить в детский сад. Там не знают его предпочтений, нужно каким-то образом сообщить о потребностях. Бывает и так, что причина молчания кроется в недостатке общения с родителями. Речь у ребёнка запускается через механизм повторения за взрослым действий, звуков, слов, эмоций и так далее. Этот важный период развития приходится на младенческий возраст».

Если общения нет, то и копировать некого. Потом достаточно сложно привить полноценную речь таким детям.

Также в краевой центр часто обращаются за помощью в освоении чтения и письма.

Навыки по возрасту

Когда и что ребёнок должен уметь? Исследователи вывели возрастные речевые нормы, которых придерживаются логопеды. Знать их полезно и родителям, хотя бы чтобы не паниковать лишний раз без повода.

«Первые слова должны появиться к году, к примеру: “мама”, “папа”, “дядя”, “ням-ням”. Примерно с двух лет начинает формироваться фразовая речь. Это умение ребёнка обратиться к кому-то, соединить два и более слов. Эта речь может быть ещё непонятной для окружающих. Мама, конечно, всегда разберёт, что говорит ребёнок. В три года речь уже должна быть понятна всем. К этому времени дети обычно умеют рассказывать о какой-то ситуации, договаривать стихи Агнии Барто, выражать свои просьбы, к примеру: “Мама, дай мне пить”.

К семи годам уровень требований к речевому развитию достаточно высокий. Это о правильном проговаривании всех звуков, умении слышать и различать их (этот процесс помогает осваивать чтение), письме. Значительно расширяется словарный запас, речь становится болееграмотной и самостоятельной. Рядом с ребёнком всегда есть специалисты, чья профессия связана с детством. Это няни, педагоги, педиатры, психологи», – говорит Виктория Динер.

У речевых нарушений может быть несколько причин. Одна из них – врождённые генетические заболевания, которые тормозят развитие. В этом случае необходимы специальные методы и приёмы коррекции. Вторая причина – осложнения во время родов. Здесь к решению проблемы обычно подключается целая команда специалистов, в числе которых могут быть невролог, стоматолог, остеопат. Логопед в таких ситуациях не ведущая, а помогающая сила. Спровоцировать речевые нарушения могут также социальный фактор (отсутствие общения) и хронические заболевания.

«Нередко дети не слышат, не различают и путают в письме звуки, буквы. Дело может быть в заболеваниях ЛОР-органов, к примеру, аденоидах. Ещё один момент: в жизни современного человека большое место занимает цифровое пространство. Мы теряем понимание, что с ребёнком в возрасте до трёх лет нужно просто общаться. Гаджеты не заменят такое взаимодействие. Ребёнок должен смотреть на лицо взрослого, чтобы видеть эмоции, артикуляцию, подражать. Я не отговариваю от мультиков, но эмоционально-личностное общение должно быть», – говорит эксперт.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалистов.

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации