Мастер йода: почему закон о профилактике заболеваний щитовидной железы десять лет ходит по коридорам власти


image

19.05.2023 12112

Половину заболеваний щитовидной железы у взрослых россиян можно было бы предотвратить, поскольку они связаны с йододефицитными состояниями. У детей эти цифры еще выше: до 80% всей патологии щитовидной железы – следствие дефицита йода. При этом закон, направленный на профилактику этих состояний, не могут принять уже много лет.

Йод – очень важный микроэлемент. Он участвует в производстве гормона щитовидной железы – тироксина, на создание которого идет до 90% потребляемого с пищей йода.

Тироксин контролирует и усиливает интенсивность обмена веществ: водно-солевой обмен, обмен белков, жиров и углеводов. А еще он регулирует теплообмен в организме, деление и рост клеток, работу печени и сердечно-сосудистой системы. Кроме того, именно от этого гормона зависят состояние нервной системы, эмоциональное состояние человека и его психологическое здоровье.

Если с пищей в организм поступает недостаточно йода, щитовидная железа (ЩЖ) вырабатывает мало тироксина. Это состояние и называют йододефицитом.

Недостаток йода влияет на работу нервной системы: человек становится забывчивым, у него снижаются внимание и реакция, появляется раздражительность, сонливость, слабеет иммунитет. Появляются проблемы с сердцем и сосудами: аритмия, повышение давления, снижение уровня гемоглобина в крови.

Повышается и вес тела – поскольку тироксина слишком мало для того, чтобы процесс расхода энергии происходил правильным путем, и она “откладывается” в виде жировых запасов.

Если же дефицит йода не восполняется на протяжении длительного периода, ткани щитовидной железы начинают разрастаться, пытаясь компенсировать недостаток производства тироксина количеством клеток. Такое увеличение щитовидной железы называют зобом.

Особенно опасен йододефицит для беременных женщин. Если этого важного микроэлемента не хватает, беременность может прерваться преждевременно, а малыш родиться мертвым или с серьезным пороком развития – кретинизмом.

Не менее тяжело переносит недостаток йода растущий организм детей: они начинают отставать в умственном и физическом развитии. Как правило, это замедление роста тела и нарушение восприятия информации и речи.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует потреблять от 120 до 150 мкг йода в сутки ежедневно. По данным эндокринологического центра РАМН, среднестатистический россиянин потребляет 40-80 мкг йода в день, что в 2-3 раза меньше его суточной потребности.

Проверить, достаточно ли в организме йода, можно посредством проведения анализа мочи, вместе с которой выводятся его излишки, объясняет Роспотребнадзор. Распространенный «народный» метод оценки скорости «впитывания» нанесенной на кожу йодной сеточки — не более чем опасное для здоровья заблуждение.

Для того, чтобы обогатить рацион йодом, выпускают специально маркированные пищевые продукты, в которые добавляется от 10% до 30% суточной нормы этого микроэлемента. Наиболее популярный среди них – йодированная поваренная соль, в которой содержится около 45 мкг/г йода. Если использовать ее в пищу вместо обычной, можно получить всю суточную норму йода.

Есть мнение, что йодированная соль сохраняет свои свойства не дольше 3–4 месяцев даже в закрытой таре и что йод улетучивается из нее при интенсивном кипячении. Якобы при разных способах приготовления продуктов его потери составляют от 22% до 60%. Однако есть врачи, которые считают это если не мифом, то сильным преувеличением. Недаром в Австрии, Словении, Чехии, Китае, Турции пекут хлеб с добавлением такой соли, приводит пример эксперт. К тому же существует немало способов, как сохранить ценный йод при готовке.

В 1990 году 20% населения Земного шара употребляло в пищу йодированную соль. К 2023 году их доля достигла 89%. В мире осталось всего 19 стран, где это не делается. Россия в их числе. В нашей стране йодированную соль регулярно потребляют не более 30% населения. Об этом рассказала заместитель директора НМИЦ эндокринологии — директор Института клинической эндокринологии Екатерина Трошина на пресс-конференции в пресс-центре ТАСС.

Самое обидное, что в Советском Союзе эта проблема была решена, и тогда практически не регистрировались йододефицитные заболевания. Бороться с йододефицитом начали еще в 1927 году в СССР. Советские ученые ездили по стране и измеряли уровень содержания йода в воде и почве, чтобы выявить дефицитные по йоду регионы. Затем, по примеру Швейцарии, где удалось ликвидировать дефицит йода и связанные с ним заболевания, в стране заменили обычную поваренную соль йодированной. По всему СССР работали противозобные диспансеры даже в тяжелые послевоенные годы. Кроме йодированной соли дети из дефицитных по йоду регионов еще получали препараты йодида калия.

В 1957 году Министр здравоохранения СССР констатировал, что на территории Советского Союза дефицит йода ликвидирован. А в 1980-х годах были закрыты и противозобные диспансеры. И все же последующие исследования показали, что почти все россияне страдают от легкого или умеренного дефицита йода. Сегодня априори люди, живущие в нашей стране, имеют нездоровую щитовидную железу, убеждена Екатерина Трошина. 

По ее словам, дефицит йода — причина не только заболеваний щитовидной железы, включая кретинизм и рак ЩЖ, а также снижения интеллектуального потенциала общества (IQ снижается минимум на 15 пунктов). 

“Тыва — один из регионов страны с тяжелым йододефицитом. Мы провели там исследование и получили потрясающие данные, — заявила эксперт. — Оказалось, что благодаря внедрению профилактики посредством йодированной соли республика смогла по уровню обеспеченности йодом за десять лет практически догнать Крым, где умеренный йододефицит (мы всегда говорим: йода много там, где море)”.

Это чрезвычайно актуально особенно для горных регионов страны, акцентирует гастроэнтеролог Алексей Парамонов. По его словам, на Алтай, Урал, российский Кавказ надо чуть ли не в крестовые походы с йодированными продуктами идти, так как в местной воде этого ценного микроэлемента практически нет. 

О том, что в России заболевания щитовидной железы опережают сахарный диабет, рассказывал в 2017 году депутат Госдумы, хирург, д.м.н. Николай Герасименко

“К сожалению, люди зачастую не берут йодированную соль в магазинах. В большинстве стран мира есть законы об обязательности йодирования соли. В России он тоже должен быть”, — указывал депутат.

Уже много лет законопроект «О профилактике заболеваний, вызванных дефицитом йода» обсуждается, корректируется, но конца и края этим правкам не видно. Все упирается в деньги. 

Самый известный из проектов об обязательном йодировании соли был внесен в Госдуму в 2004 году экс-заместителем министра здравоохранения Татьяной Яковлевой и ее коллегами-депутатами. В 2011 году он был отклонен по рекомендации Комитета по охране здоровья, поскольку ограничивал конституционные права граждан на свободный выбор товаров потребления, а также препятствовал предпринимательской деятельности. Указывалось, что «существует ряд заболеваний, при которых противопоказано поступление йода в организм человека».

Предложенный в 2013 году новый законопроект также требовал обязательного йодирования основных сортов соли, не предусматривая при этом компенсации расходов производителей. В 2014 году его постигла участь первого.

Весной 2021 года Минэкономразвития в пятый раз отклонило документ, указав, что только издержки торговли в случае его принятия в предложенной Минздравом редакции составят 17 млрд руб. в год, при этом ясных требований к обогащению соли йодом не существует. 

В апреле 2022 года свою версию законопроекта предложил Роспотребнадзор. Проблему планировалось начать решать не в масштабах всей страны, а в рамках проведения эксперимента в 14 самых йододефицитных регионах. 

В ноябре прошлого года документ в очередной раз был доработан Минздравом и направлен в Аналитический центр при правительстве. Тогда планировалось, что закон вступит в силу в сентябре текущего года, но как раз за исключением статей, устанавливающих требования к организациям, торгующим поваренной йодированной солью и хлебобулочными изделиями. Новая редакция проекта была опубликована 25 апреля на портале проектов нормативных правовых актов. Сейчас она проходит очередной круг согласований.

Между тем, ежегодные расходы системы здравоохранения на обследование и лечение пациентов с йододефицитными заболеваниями превышают 62 млрд руб. без учета медико-социальной реабилитации. Это в 700 раз больше, чем могут составить затраты на устранение всех йододефицитных заболеваний путем всеобщего йодирования соли, прокомментировала Екатерина Трошина.

При этом она предостерегла россиян от бесконтрольного приема БАД. Ни в одной стране мира, по ее словам, профилактика йододефицитных заболеваний не проводится при помощи БАД. 

“Никакой доказательной базы по этому вопросу не существует. Ни одна биологическая добавка не стандартизирована по содержанию йода. Сказать, что будет с человеком, который употребляет их, невозможно. Поэтому мы рекомендуем этим не заниматься”, - резюмировала эксперт. 

Вадим Винокуров

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации