Динамика e-com в российской рознице: худший итог за два года с ростом всего на 18,7%


image

24.03.2023 1214

Согласно данным аналитиков компании RNC Pharma, в IV квартале динамика составила 18,7%. Суммарный рублевый объем продаж и бронирования продукции аптечного ассортимента, включая лекарства и парафармацевтику, достиг 294,6 млрд рублей, что включает НДС и соответствует ценам конечного потребления.

По сравнению с 2021 годом, рублевая динамика продаж снизилась до 40,3%, что значительно ниже показателя предыдущего года, который приблизился к 53%. Это свидетельствует о снижении интереса потребителей и падении доходов, что также повлияло на объемы продвижения со стороны производителей.

Результаты работы участников e-com в 2022 году значительно варьировались по кварталам. В первом квартале наблюдался ажиотажный рост продаж на уровне почти 70%, однако к IV кварталу темпы роста упали до 18,7%. Аналитики связывают это сокращение с общим снижением потребительской активности и уменьшением интереса к вложениям в онлайн-сегмент со стороны как агрегаторов, так и крупных аптечных сетей.

Надежды на запуск онлайн-продаж рецептурных препаратов также не оправдались. Параметры пилотного проекта, который должен был стартовать 1 марта, оказались недостаточными для быстрого развертывания полноценной деятельности. В результате многие игроки рынка начали отказываться от инвестиций в онлайн-продажи.

Тем не менее, доля канала электронной коммерции в общем объеме российской фармрозницы достигла рекордных 16,5% в 2022 году. Этот максимум был достигнут в основном за счет низкой активности офлайн-канала, который продемонстрировал динамику примерно втрое ниже, чем e-com.

Суммарная выручка организаций, вошедших в ТОП-20, составила 260,5 млрд рублей. В этом сегменте топовые компании занимают около 88,4% рынка, однако темпы их роста заметно снизились по сравнению с 2021 годом. Например, только компания «Апрель» продемонстрировала двузначную динамику, увеличив продажи в онлайн-канале в 2,6 раза, что связано с активным расширением сети.

Другие компании, такие как «Аптека.ру», «Здравсити» и «АСНА», также показали приросты, но увеличение количества аптек не всегда коррелировало с ростом продаж. К концу года темпы роста значительно сократились, а «Аптека.ру» даже потеряла несколько сотен организаций в IV квартале. Минимальную динамику среди топовых компаний продемонстрировала «Имплозия», чьи онлайн-продажи снизились на 5% за год.

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Новости