Аналитики подсчитали аптечные продажи ноотропных средств в eСom за 2024 год


image

07.04.2025 942

За 2024 год аптеки реализовали 44,9 млн упак. ноотропных препаратов общей стоимостью 29,7 млрд руб., следует из данных Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России компании DSM Group.

По итогам года отмечено уменьшение продаж в натуральном выражении на 1,7%. При этом основная причина отрицательного тренда — переход на упаковки с большим номером. В пересчете на единицы потребления ноотропных препаратов объем продолжает расти (+0,2%) — всего за год приобретается более 1 330,1 млн штук.

Как отмечают аналитики, потребитель для поиска нужных препаратов все чаще обращается в онлайн и использует интернет-площадки для заказа. За годы активного развития аптечного eCom доля ноотропов, которые реализуются через этот сегмент, выросла более чем в два раза как в рублях, так и в упаковках. При этом если в стоимостном выражении доля ноотропных препаратов, бронируемых в онлайн, совпадает с общей долей лекарств, приобретаемых через интернет, то в упаковках этот показатель заметно выше — 11,2% для ноотропов против 8,1% в целом по лекарствам.

По итогам 2024 года аптечные eCom-продажи ноотропных препаратов составили 3,9 млрд руб. (+20%) или 5 млн упак. (+4,1%). Средневзвешенная стоимость одной упаковки, бронируемой онлайн, достигает 770 руб. Это на 19% выше, чем цена упаковок, реализуемых офлайн (648 руб.). Препараты с более высокой ценой чаще бронируют онлайн, чтобы найти наиболее выгодное предложение.

В целом темп роста онлайн-сегмента заметно выше, чем рост рынка ноотропных препаратов. Так, если общие продажи ноотропов выросли в 2024 году относительно 2021 года на 43%, то онлайн-сегмент увеличился более чем в два раза (на 104%). В упаковках разница намного существеннее: аптечные продажи совокупно выросли только на 6,5%, а в онлайне потребитель стал приобретать ноотропных препаратов на 58% больше в 2024 году, чем в 2021-м.

Группа ноотропных препаратов представлена 67 производителями. На TOP10 компаний приходится 61% продаж в упаковках, 10,4% из них бронируется онлайн.

«Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» возглавляет рейтинг производителей по приросту объема онлайн-продаж в натуральном выражении среди TOP10 компаний с максимальным объемом: относительно 2021 года количество реализованных упаковок выросло в два раза. Основной ноотропный препарат этого производителя — аминофенилмасляная кислота со средней ценой 179 руб.: на его долю приходится 98,5% продаж. Всего данный препарат выпускают 14 компаний.

На втором месте по динамике в онлайн — производитель Renewal («ПФК Обновление»): относительно 2021 года объем в 2024 году в натуральном выражении вырос на 66%. Портфель ноотропных средств компании представлен тремя МНН: пирацетам (доля 63%), аминофенилмасляная кислота (22%) и винпоцетин (14%). Распределение как в онлайн, так и в офлайн примерно одинаковое. Аминофенилмасляная кислота — относительно новый препарат в портфеле производителя: активные продажи начались во второй половине 2022 года. Но уже в 2024 году препарат занимал 5% от всех продаж данного бренда, а по итогам января 2025 года доля составила 6%. Средневзвешенная стоимость упаковки аминофенилмасляной кислоты производства Renewal составляет 273 руб.

Оптовые цены на лекарственные препараты Прайс-лист

Публикации