«При выходе на китайский рынок есть ряд особенностей, которым необходимо уделить особое внимание»


image

20.09.2019 12954

Торгово-экономические отношения России и Китая развиваются самыми активными темпами. В каких сферах, на каких условиях – об этом рассказывает Торговый представитель Российской Федерации в Китайской Народной Республике Сергей Викторович Инюшин.

− Российско-китайская торговля в 2018 г. показала темп роста в 27,1% и достигла рекордного показателя в 107 млрд долл., из них 59 млрд долл. – экспорт из России. При этом второй результат, который хотелось бы отметить, это рост поставок в Китай российской сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, который составил 51,4%. Что касается важнейших событий, то, например, в конце декабря 2018 г. была введена в эксплуатацию вторая очередь (третий и четвертый блоки) Тяньваньской АЭС. Более 150 предприятий занимались проектированием, поставкой оборудования и материалов, монтажными работами и вводом станции в эксплуатацию, а также обучением китайских сотрудников. Во всех энергоблоках станции стоят российские реакторы. Тяньваньская АЭС – один из крупнейших проектов российско-китайского сотрудничества.
В первой половине 2019 г. тоже было уже немало событий. Через полтора месяца после успешного запуска второй очереди Тяньваньской АЭС, в начале февраля, был подписан контракт уже на сооружение 7-го и 8-го блоков с российскими реакторами нового поколения VVER-1200/V491. В конце весны – начале лета произошло три важных события в сфере поставок сельхозтоваров. Во-первых, на китайский рынок поступили первые партии замороженного мяса курицы из России – первопроходцами стали компания «Мираторг» и группа агропредприятий «Ресурс». Во-вторых, на китайский рынок вышла первая партия российского молока – от удмуртской компании «Милком» (бренд «Село зеленое»). Первым результатам по этим двум пунктам предшествовал длительный процесс согласования списков предприятий-экспортеров, между сторонами, в котором, кроме Торгпредства, участвовали Россельхознадзор, Главное таможенное управление (ГТУ) КНР и другие ведомства. В-третьих, Китай разрешил поставки сои из всех регионов России любым видом транспорта.
Но при всей успешности развития делового партнерства можно слышать от российских коммерсантов и жалобы на сложности ведения бизнеса в Китае...
Потенциальным экспортерам важно понимать, что на этом огромном растущем рынке не всё так легко. При выходе на китайский рынок есть ряд особенностей, которым необходимо уделить внимание в первую очередь. Это регистрация в Китае товарного знака и обязательное сопровождение вашего выхода работающим в КНР квалифицированным юристом, а также кропотливая работа над повышением узнаваемости бренда. Китай является высококонкурентным рынком, во многих регионах местный потребитель не знаком с российской продукцией. Как показывает практика, выход на этот рынок влечет существенные материальные затраты – маркетинговые исследования, сертификацию, логистику, рекламу, участие в конгрессно-выставочных мероприятиях, организацию презентаций. Кроме того, для сопровождения сделок с китайскими партнерами необходимо наличие в компании специалиста с хорошим уровнем китайского языка. Необходимо иметь в виду, что английского языка, не говоря уже о русском, недостаточно для ведения бизнеса в Китае.
Важен также вопрос финансовых расчетов. При выходе на китайский рынок стоит сначала потренироваться на небольших партиях товара, не раз осуществить поставки, наладить цепочку оплаты, чтобы избежать ситуаций, когда большие суммы за товар невозможно перевести в Россию и при этом невозможно распоряжаться ими со счета компании.
Кроме того, ряду экспортеров нужно по мере возможности уходить от ориентации исключительно на приграничную торговлю. Российским компаниям важно выбирать себе в Китае партнеров, чья репутация служила бы защитой от недобросовестного поведения – крупные компании, торговые сети, ассоциации китайских импортеров, заинтересованные в том, чтобы продукт был качественным и подлинным. И выбирать их можно не только в северных регионах, а по всему Китаю. Более перспективной в нынешней ситуации видится переориентация на центральные и южные регионы Китая, у которых огромный экономический потенциал, где наши товары пока малоизвестны. ВРП одной только южной провинции Гуандун по итогам 2018 года достиг около 1,44 трлн долл. Это составляет более 10% от общенационального показателя и сопоставимо с ВВП России. При этом товарооборот с зарубежными странами одной этой провинции составил около 23,5% от общего размера внешней торговли Китая. В качестве одного из наиболее эффективных методов продвижения продукции на рынок КНР видится проведение целевых деловых миссий производителей в различные регионы Китая.
В апреле Торгпредство организовало бизнес-миссию российских предприятий пищевой отрасли в Гуанчжоу и Шэньчжэнь провинции Гуандун. Там состоялись встречи руководства российских компаний с представителями торговых сетей, импортеров и дистрибьюторов. Вскоре после них пятью из 16 участников деловой миссии были заключены внешнеторговые контракты с китайской стороной. Сейчас на конец сентября у нас запланированы мероприятия такого же формата в крупнейший китайский город Чунцин (численность населения агломерация – более 30 млн человек) и в Чэнду.
Мария Башкирова

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации