Коронавирус может вызывать рак: новое исследование из Университета Сантьяго-де-Компостела

25.07.2023 1786

Может ли коронавирус SARS-CoV-2 считаться онкогенным — то есть, вызывать рак? Этим вопросом задались испанские исследователи. Их выводы комментирует известный биолог.

Ученые продолжают изучать свойства вируса SARS-CoV-2, вызывающего COVID-19. Помимо краткосрочных последствий, которые с 2019 года унесли миллионы жизней, у него есть и долгосрочные — опасные для жизни осложнения. Появлялись исследования о связи COVID-19 с болезнью Альцгеймера и дисфункцией щитовидной железы. Были выводы и о том, что SARS-CoV-2 потенциально может вызывать рак в различных органах — подобно другим онкогенным вирусам вроде ВИЧ, ВПЧ или Эпштейна-Барра. Данные предварительно подтверждаются и испанским исследованием.

Ученые выяснили, что коронавирус SARS-CoV-2 надолго способен «выключать» белок р53 — антионкоген, который препятствует возникновению злокачественных новообразований.

Коронавирус способен вызвать рост опухолей? Ученые из Университет Сантьяго-де-Компостела сделали осторожные пока выводы, что вирус SARS-CoV-2 может оказаться способен к непрямой индукции опухолевого роста, — комментирует исследование доктор биологических наук Анча Баранова. — Дело в том, что вирус устойчиво снижает экспрессию белка TP53 вплоть до 16 недель после острой стадии у тех кто болел не сильно, и 24 недели и больше у тех кто основательно пострадал.

Этот белок — центральный компонент внутриклеточной охранной системы, основная функция которой — предотвращение размножения в организме клеток с поврежденной структурой ДНК. Мутации гена TP53 обнаруживаются в клетках около 50% раковых опухолей. Его даже называют «стражем генома».

Такое длительное снижение уровня белка TP53 из-за воздействия коронавируса может спровоцировать начало рака или способствовать ухудшению течения больных с текущим опухолевым процессом, — говорится в публикации ученых. Причинно-следственная связь между SAR-CoV-2 и раком пока не была выявлена, но если она подтвердится, это окажет огромное влияние на медицину.

Ученые отмечают, что впереди — новые, более масштабные исследования.

Коронавирус против рака. Во время пандемии были зарегистрированы случаи, когда пациенты, заразившись вирусом SAR-CoV-2, победили рак. Правда, они считаются уникальными. Ведь чаще онкология — фактор риска при ковиде. Так, в Британии 61-летний мужчина излечился от лимфомы Ходжкина третьей стадии, заболев ковидом. В Италии пациент с осложненной лимфомой Ходжкина лечился в больнице от ковида, врачи обнаружили, что у него пропали онкологические симптомы. Последующие томографии новообразований не выявили. Причиной таких неожиданных излечений от рака может быть необычная реакция иммунной системы, полагают специалисты. Вместе с вирусом иммунитет убил и раковые клетки.