Гильотина для бюрократии


image

18.09.2019 1474

Министерство экономического развития во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации и реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Правительством Российской Федерации, разработало законопроект «Об обязательных требованиях». Документ уже разослан экспертам и бизнес-представителям. В настоящее время проводятся публичные обсуждения текста проекта и антикоррупционная экспертиза. Прокомментировать законопроект мы попросили Дмитрия Фесько, руководителя консалтинговой компании Alliance Legal CG.

– Предполагается, что федеральные органы исполнительной власти утратят монопольные полномочия на введение новых требований уже осенью 2022 года, – ответил Дмитрий Станиславович, – а нововведения приведут к позитивным сдвигам в сфере законодательного регулирования и осуществления контрольнонадзорной деятельности. В частности, помогут устранить необоснованные, противоречивые, морально устаревшие нормы, правила, запреты и ограничения, обязанности и условия, сопровождающие предпринимательскую и иную деятельность в различных областях общественной жизни.
По результатам опроса, проведенного среди участников V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства», которая состоялась в Нижнем Новгороде в июне 2019 года, из 68 экспертов только 25 (37%) указали, что обязательные требования в соответствующей сфере в основном обоснованы. Более половины респондентов (43 эксперта), указали, что требования не обоснованы. Кроме того, ни один из респондентов не согласился с утверждением, что действующие обязательные требования в соответствующей сфере в полной мере соответствуют интересам государства и бизнеса. Проблематику обязательных требований в качестве приоритетной научной задачи административистов видит почти каждый второй опрошенный эксперт.
Законопроект содержит ряд социально-ожидаемых новелл. Безусловной поддержки заслуживают положения законопроекта о месте обязательных требований в общей системе правовой регуляции; о процедуре подготовки обязательных требований, их делении в зависимости от степени присущего регулируемой деятельности социально-опасного риска и последствий, которые могут наступить при несоблюдении данных стандартов поведения; об обязательности опубликования, внесении в федеральный реестр всех принятых нормативов; о сроках действия обязательных требований (пять лет) и другие.
Положительно можно оценить положение законопроекта о праве граждан и организаций обжаловать обязательные требования в суде или уполномоченных органах, если такие требования нарушают права, затрагивают частные или корпоративные интересы. Данная норма может стать важной гарантией качества обязательных требований, разрабатываемых контролирующими органами.
Нет сомнения в том, что было необходимо давно отказаться от практического применения обязательных требований, установленных актами СССР, и признать эти акты недействующими на территории Российской Федерации. В большинстве своем они не опубликованы, не известны предпринимателям, а зачастую и сами проверяющие – сотрудники контрольно-надзорных органов – имеют о них лишь отдаленное представление. Однако необходимо пойти дальше и признать утратившими силу также и обязательные требования, принятые в условиях функционирования РСФСР, – не менее противоречивые и абсурдные, чем союзные акты. Кроме того, несовершенны и собственно российские обязательные требования, которые в определенной части копируют акты СССР. Особенно четко данная тенденция просматривается в торговых и контрактных отношениях, налоговой, санитарно-эпидемиологической сферах. Так, до настоящего времени для целей лабораторного изучения работники Роспотребнадзора могут правомочно изъять несколько экземпляров вино-водочной, колбасной, кондитерской продукции, а органы пробирного надзора не несут ответственность за порчу образцов ювелирных изделий, допущенную при исследовании и экспертизе.
К недостаткам, недоработкам законопроекта можно отнести тот факт, что документ содержит ряд декларативных установлений, которые должны раскрываться впоследствии другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами. Это создает риски для толкования новых законодательных норм в пользу регулятора. Кроме того, проект содержит оговорки, выводящие из-под действия будущего закона целый пласт общественно-значимых отношений. В частности, неполно охвачена контрольно-надзорная деятельность правоохранительных и силовых органов. Помимо лицензионного контроля, данные органы контролируют также и соблюдение гражданами правил поведения в общественных местах (эта функция записана в Законе «О полиции»), следят за соблюдением антитеррористических требований.
Предметом законопроекта являются, в основном, обязательные требования в сфере предпринимательской деятельности, в то время как объектом государственного контроля (надзора) с позиций выполнения публичных обязанностей является и поведение граждан, их деятельность в сферах, не связанных с экономикой. Несомненно, новый закон должен регулировать и эти аспекты.
Таким образом, несмотря на общую положительную оценку содержания законопроекта «Об обязательных требованиях», он требует доработки с обязательным привлечением к обсуждению внесения корректировок экспертов, представителей профильных общественных объединений.

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации