Врач рассказал о физкультуре, делающей умнее: как нейропсихология помогает детям учиться легче и успешнее


image

30.01.2024 6106

В середине прошлого века советский ученый Александр Романович Лурия выделил новое научное направление, впоследствии получившее признание во всем мире — нейропсихологию. Эта наука изучает работу структур головного мозга, отвечающих за высшие психические функции, помогает скорректировать работу мозга и улучшить способности к обучению. Нейропсихология полезна не только малышам, имеющим проблемы с речью и поведением. Школьникам и студентам она помогает учиться легче и успешнее, взрослым — поддерживать когнитивные возможности на должном уровне, а пожилым — оставаться продуктивными как можно дольше.

Как работает нейропсихология, чем полезна, aif.ru рассказала клинический психолог, нейропсихолог, телесно-ориентированный психотерапевт Маргарита Алексеева. Неужели дети поглупели? «К высшим психическим функциям (ВПФ) человека относятся: внимание, восприятие, воображение, память, гнозис (то есть узнавание предмета и понимание, для чего он предназначен), праксис (планирование всех своих физических действий), мышление и речь, которая считается королевой психических функций, — говорит эксперт. — Созревание и развитие всех этих функций происходит с раннего детства и продолжается во время школьного обучения».

В последнее время врачи сталкиваются с тем, что нарушений ВПФ у детей становится все больше, а, соответственно, растет число проблем с речью и усвоением школьной программы. По мнению Алексеевой, это можно объяснить несколькими обстоятельствами. С одной стороны, — улучшением качества диагностики и увеличением выявления таких затруднений. С другой — усложнением образовательных программ, что день ото дня становятся все объемнее. А еще — тем, что у современных детей стало гораздо меньше физической активности и их окружает больше информационного шума (телевидение, интернет, социальные сети).

Надо разблокировать Лурия разделил головной мозг на три функциональных блока. При нарушениях в одном или нескольких ребенок может не успевать на уроке, «не слышать» указаний учителя. Причем, это будет происходить у него не в силу лени, как считают педагоги и родители, а именно из-за слабо развитых психических процессов. Как результат, падает успеваемость, а затем ребенок теряет интерес и мотивацию к учебе. Вот три эти блока: 1. «Батарейка». От него зависит энергетическая емкость органа. Хватит ли ребенку сил выдержать весь учебный день и сможет ли он быть одинаково продуктивным в течение всей учебной недели, во многом зависит от состояния и здоровья мамы во время беременности и здоровья самого малыша до 2-3 лет. Если с этим блоком у ребенка есть проблемы, будут возникать: — вялость, — утомляемость, — частые болезни и аллергии, — капризы, эмоциональная неуравновешенность, — проблемы с мышечным тонусом (повышение или понижение). 2. Прием, обработка и хранение информации. В этот блок стекается информация от всех сенсорных систем (органов чувств) и соединяется в единый образ. Формируется с 2 до 7 лет (самая активная фаза). Если возникают проблемы с развитием 2-го блока мозга, то возникают: — сенсомоторные нарушения; например, несогласованность движений рук и глаз. Отсюда почерк получается кривой, а движения — неловкими. Например, поймать и отбить мяч, перепрыгнуть лужу станет непосильной задачей; — проблемы с формированием пространственных представлений. Тогда ребенок будет писать мимо строк, путать буквы и т. д. Также он может часто «не вписываться в поворот», из-за этого травмироваться. 3. Контроль, программирование и переключение. Развивается в дошкольном детстве, но максимально проявляется после 7 лет. Этот блок отвечает за умение: — сосредотачиваться.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалистов.

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации